Введение
До наших дней сохранились многие здания, построенные древними римлянами. Они рассказывают нам о методах строительства, использовавшихся в те времена, и об архитектурных стилях. Руины городов, остатки дорог и акведуков позволяют узнать о принципах строительства и планирования городов. В зданиях археологи находят различные предметы, которыми пользовались древние римляне. Некоторые из них сохранились очень хорошо, особенно там, где произошли извержения вулканов, так как пепел и зола, засыпавшие эти предметы предохраняли их от разрушения.
Очень много ценных сведений об искусстве Рима мы находим в сочинениях самих древних римлян. Лишь единичные экземпляры древнеримских книг и рукописей дошли до наших дней, но мы располагаем многочисленными их копиями, сделанными монахами в эпоху средневековья, а также учеными в более поздние периоды. К числу таких книг относятся сочинения многих римских авторов по истории, политике и философии, а также пьесы, поэмы и письма. Они позволяют нам познакомиться с жизнью и обычаями древних римлян.
Римское искусство — высшее достижение и итог развития древнего искусства. Его создавали не только римляне, или италики, но и древние египтяне, греки, сирийцы, жители Пиренейского полуострова. Галлии, Древней Германии и другие народы. В художественном мастерстве, безусловно, господствовала древнегреческая школа, зато на формы искусства в каждой провинции Римского государства влияли местные традиции.
Древний Рим дал человечеству настоящую культурную среду: прекрасно распланированные, удобные для жизни города с мощёными дорогами, великолепными мостами, зданиями библиотек, архивов, нимфеев (святилиш, посвящённых нимфам), дворцов, вилл и просто хороших домов с добротной красивой мебелью — всё то, что характерно для цивилизованного общества.
Римляне впервые стали строить «типовые» города, прообразом которых явились римские военные лагеря. Прокладывались две перпендикулярные улицы — кардо и декуманум, на перекрестье которых возводили центр города. Городская планировка подчинялась строго продуманной схеме.
Художники Древнего Рима впервые обратили пристальное внимание на внутренний мир человека и отразили его в жанре портрета, создав произведения, не имевшие себе равных в древности.
До наших дней дошло очень мало имён римских художников. Однако оставленные ими памятники входят в сокровищницу мирового искусства. Римляне поклонялись огромному множеству божеств, обращались к ним с молитвами и приносили им жертвы. Большинство римлян верили, что каждому из них покровительствует особый бог или богиня. Они считали, что боги также покровительствуют различным явлениям жизни. Например, Венере молились, желая завоевать сердце любимого, к Марсу обращались с молитвами о победах в сражениях и войнах. Покоряя разные страны, римляне приносили с собой свою религию. Местных жителей не принуждали поклоняться римским божествам, но они вызывали интерес. Местные божества часто сливались в сознании верующих с римскими богами, и поэтому местные варианты культов государственных богов распространились по всей империи.
В честь общегосударственных богов возводились величественные храмы. Их архитектурное оформление римляне заимствовали у этрусков и греков. В храмах находились сокровища, захваченные во время сражений или принесенные в дар гражданами в знак благодарности богам за помощь. Римляне могли также хранить там свои собственные деньги и драгоценности; их охраняли жрецы и жрицы. В храме всегда устанавливали огромную статую бога. В дни общественных религиозных празднеств в храм следовала длинная процессия жрецов, должностных лиц и музыкантов. За нею вели животных, предназначенных для жертвоприношений богам. Церемонии происходили обычно вне храма, но молящимся иногда разрешалось войти внутрь храма и обратиться с просьбой к богу.
Обо всех этих храмах речь и пойдет далее…