Архитектура Германии
Все более значительное место в немецкой архитектуре 15 века начинают занимать памятники светского зодчества. Это прежде всего городские коммунальные постройки, в которых уже заметна меньшая, нежели прежде, зависимость от форм церковного зодчества. Таковы, например, внушительные, богато украшенные здания ратуш в Бремени и в Госларе – пример монументального каменного строительства. Не менее выразительны фахверковые общественные постройки ( конструкцию которых составляет деревянные каркас с кирпичным заполнением), достигшие в этот период замечательной художественной выразительности, в частности ратуши Вернигероде и Альсфельде, крупные по размерам и смелые по своим конструкциям. Их художественный эффект основан на пластике сильно вынесенных вперед верхних этажей и на великолепной орнаментации деревянных частей в особенности венчающих карнизов. Богатству убранства отличались также гильдейские и цеховые дома, например фахверковое здание гильдии разносчиков в Гильдейсгейме. Сооружались целесообразные по своим функциональным качествам и выразительные по формам постройки хозяйственного назначения, в их числе – городская бойня в Ауксбурге, соляной склад в Любеке, городские укрепления (башенные ворота в Любеке) и многое другое.
В архитектуре жилых домов представителей городского патрициата в Германии, как и в Нидерландах, еще не произошло того переворота, который ознаменовало собой появление в городах Италии монументальных палаццо, принадлежаших богатейшим фамилиям, но в сравнение со средневековьем заметны нововведения – более сложная и свободная планировка, применение на фасадах богато украшенных фронтонов и фонарей – эркеров, а во дворах – крытых галерей.
Свое косвенное влияние городские постройки оказали на строительство феодальных замков. Здесь на ряду с традиционными сооружениями крепостного типа появляются постройки, в которых фортификационные элементы соединяются с чертами монументальной представительности. Таков, например, прославленный Альбрехтсбург в Мейсене, резиденция курфюрстов Саксонских, который высится наподобие непреступного замка над крутым берегом Эльбы, а с другой стороны, видимой с равнины, он раскрывается как фасад княжеского дворца нового типа. В создание многочисленных интерьеров Альбрехтсбурга, перекрытых прихотливыми сталактитовыми и сетчатыми сводами, и сложных винтовых лестниц участвовал известный зодчий Арнольд Вестфальский, работавший в Саксонии между 1470 и 1479 гг.
Как и в других западноевропейских странах, в Германии с начала 16 века ведущую роль начинает играть светское зодчество. Жилой городской особняк, ратуша или торговый дом – таковы доминирующие в эту эпоху типы строений. В крупных немецких торговых городах, переживавших свой расцвет в начале 16 века, велось большое строительство.
Несмотря на многообразие форм немецкой архитектуры эпохи Возрождения, связанное с раздробленностью страны и наличием множества более или менее обособленных областей, в немецком зодчестве явственно выражены некоторые общие принципы. Традиции средневековой готической архитектуры не умирают в немецком зодчестве на протяжение всего столетия, накладывая свой отпечаток на образные строй ренессансных сооружений Германии.
В основы немецко-ренессансной постройки положены два принципа: утилитарной целесообразности в организации внутренних пространств и возможно большей выразительности в живописности внешних форм. План как организующее начало, в котором находит свое воплощение целеустремленная воля архитектора, отсутствует; он образуется как бы стихийно в зависимости от потребностей владельца и назначения дома. Выступа стены, различные по форме и размеру башни, фронтоны, зубцы, арки, лестницы, карнизы, слуховые окна, богато орнаментированные порталы, рельефно выступающие, резко очерченные обрамления окон, полихромные стены создают совершенно своеобразное и чрезвычайно живописное впечатление.
В немецкой архитектуре 16 века в основном можно проследить два течения. Архитектура северо-западной Германии, Шлезвиг-Гольштейна, Меклинбурга, многих областей Пруссии в целом исходит из средневековых традиций и продолжает варьировать позднеготические формы, лишь приспособляя их к новым запросам. Лучшие постройки этого направления сосредотачиваются в Вестфалии и по нижнему Рейну. Именно здесь складывается облик частного городского особняка и ратуши – двух типов построек, нашедших в Германии особенно широкое применение. Здание ратуши обычно представляет собой прямоугольный каменный блок с чрезвычайно высокой крутой кровлей. Выходящий на улицу фасад по большей части непосредственно переходит в огромный ступенчатый фронтон, не редко занимающий более трети высоты здания. Этажи отделяются один от другого карнизами: фронтон завершается остроконечными шпилями или какими-либо другими украшениями. Плоскость стены разбивается многочисленными соединенными по два и по три окнами, узкие пространства между которыми покрыты рельефным и живописным орнаментом. Иногда фронтоны отсутствуют и заменяются крутой высокой крышей с многочисленными слуховыми окнами. Часто применяются разнообразные башни и выступы стены. Которые придают всему здания характер большой живописности и подвижности. Каждая из этих построек чрезвычайно индивидуальна, хотя и следует некоему общему идеалу.