Увеселительные сады и вокзалы в России до середины XIX века
Одним из самых известных в Петербурге конца XIX века увеселительных садов подобного рода был - Сад Минеральных Вод. Акционерное общество Минеральных Вод было основано в 1833 году с капиталом в 56 000 рублей. Поначалу здесь проводились только балы, но впоследствии общество дачников устроило в саду и залах разные игры, буфет и музыку. Слава же к ним пришла с начала пятидесятых годов, когда их антрепренёром стал Ив.Ив.Излер. “Это был не столько новый по типу, сколько новый по своим масштабам увеселительный сад, рассчитанный на среднюю и мелкую буржуазию”[2]. Его организаторы сделали ставку на сравнительно широкую доступность всех зрелищ, особенно воскресных гуляний, которые собирали тысячи петербуржцев. Для этого в воскресные дни ставились особые эстрадные программы, объединённые по тематическому признаку.
Организаторы стремились к зрелищности и к разнообразию эстрадных программ, стремлению подать их в эффектной форме. Так репертуар 1850 года состоял из:
“В концертном зале:
· Оркестр гвардии Кавалергардского полка с солистом, известным кларнетистом г. Васильевым;
· Дуэт тенора и баритона;
· Виртуозы игры на цимбалах;
· Хор московских цыган под руководством Ильи Соколова”.
В театре:
· Полковые песенники, плясуны и музыканты;
· Гимнастические упражнения;
· Бальный оркестр г.Шлецингера”. [3]
Репертуар 1853 года:
“ В концертном зале:
· Бальный оркестр п/у г. Шиндлера;
· Тирольские певцы;
· Соло-флейтист;
· Трио в составе сопрано, тенора и баритона;
· Дуэт на концертино;
· Па-де-де и вариации из балета;
· Акробатические упражнения;
· Живые картины в нескольких переменах, с дивертисментом.
В эстрадном театре:
· Бальный оркестр п/у Иоганна Гунделя;
· Фокусник-трансформатор;
· Гимнастические представления;
· Атлетические упражнения;
· Аттракцион: группа арабов-кабилов - скачки, игры и соревнования в единоборстве.”[4]
Позднее, в конце века, на месте “Сада Излера” был построен новым антрепренёром сад “Аркадия” и был оформлен им в мавританском стиле.
В 1836 году в Павловске был построен первый, в смысле движения поездов, вокзал в виде полукруга в 350 футов, соединяющий Царское село с Петербургом. Общество Царскосельской железной дороги выстроило также залы для балов и концертов и общей столовой. В самом большом зале находился фонтан, построенный иностранным мастером. Следующей весной 1837 года, согласно проекту, стали функционировать на его территории концертные площадки и танцевальные залы с эстрадой. Здесь Павловский музыкальный вокзал служил не только как место народных гуляний и концертов, но и как пункт посадки пассажиров в поезда. В 1844 году большая часть Павловского вокзала сгорела и на месте егобыл сооружён новый.
В сороковых годах репертуар Павловского вокзала складывался из дивертисментов, вечеров современной танцевальной музыки и смешанных эстрадных концертов. Артистами, выступающими на сцене были братья Мальчугины, хор фабриканта В.Г.Жукова, хор московских цыган Ильи Соколова, тирольские народные певцы. Кроме того, в программах принимали участие духовые военные оркестры, а с конца сороковых годов - оркестры бальной музыки, которыми дирежировали известные в то время Иосиф и Иоганн Гунгль, Дютч и Цезарь Пуни.
Примечательно, что на вокзалах исполнялись самые современные произведения из Европы. Так только приобретающие популярность у себя на родине вальсы Иоганна Штрауса, исполнялись уже оркестром в Павловском вокзале. позднее в 1854 году посетившим этот вокзал.
Павловский вокзал приглашал также на гастроли иностранных исполнителей танцевальной музыки: в 1854 году приезжает со своей программой Иоганн Штраус (позднее он будет приезжать каждый год в течение пятнадцати лет).
Таким образом, успех лёгкой симфонической музыки и лёгких танцевальных форм способствовал сближению широкого круга посетителей Павловского вокзала.
Программы Павловского вокзала сочитали в себе смешанные эстрадные программы с исполнением танцевальной музыки. Частое обновление репертуара, непрерывность и длительность существования выдвинуло Павловский вокзал и его эстраду на исключительное положение.
В самом конце шестидесятых годов XVII века антрепренёр Мельхиор Гроти отктрывает вокзал и в Москве, арендовав для этого сад графа Трубецкого около Донского монастыря. В течение всего лета здесь проводились публичные собрания для благородных, которые проходили два раза в неделю. Здесь же давались балы и представлялись театральные пьесы.
В Москве в последней трети XVIII века открылся как филиал Петровского театра “Воксал Маддокса”. Здесь в летнее время проводились публичные собрания, происходили балы и ставились небольшие дивертисменты артистов оперно-балетной сцены. Обстановка была выполнена со вкусом: эстрада размещалась в центральном зале, окружённым великолепным садом. По воспоминаниям современника М. Загоскина, трудно было придумать что-либо лучше сборного места посетителей Петровского парка; крытые широкие террасы, красивые комнаты, прекрасные галереи и огромная зала.