Архитектура Нидерландов
Наряду с этим типом замкнутой прямоугольной площади с периметральной застройкой в Нидерландах был распространен другой тип планировки городского центра, когда здание ратуши выдвигалось к середине площади, очертания которой при этом часто неправильный характер. Примером подобного решения может служить площадь в Гауде. Нередко здание ратуши осталось открытым с трех сторон, а с четвертой к нему примыкали другие постройки, как в главных площадях в Миддельбурге и Ауденарде. В подобных случаях строгое композиционное равновесие различных частей площади обычно не соблюдалось, и признаки единого ансамбля оказывались выраженными в меньшей степени.
Важное место в нидерландской архитектуре заняли общественные постройки, среди которых особое значение имели ратуши. В качестве наиболее крупной из них в 15в. Прославилась ратуша в Брюсселе (1401-1456), строителями которой были архитекторы Якоб Ван Тинен и Ян Ван Рейсбрук.
Брюссельская ратуша обращает на себя внимание, прежде всего своими масштабами. Этот монументальное сооружение в три очень высоких этажа, завершающихся высокой крутой кровлей с четырьмя пинаклями по углам. По центральной оси фасада здание увенчано необычно высокой для гражданских построек стройной башней, достигающей 114 м.
Образный замысел этого здания представляет собой, по существу, творческое претворение старого типа городских торговых рядов, увенчанных монументальной башней. Нижний этаж ратуши решен в виде арочной галереи - мотив. Также восходящий к прославленным зданиям средневековых городских торговых рядов Ипра и Брюгге, но здесь приобретший иное Содержание: поскольку торговых помещений в ратуше не было, аркада нижнего этажа выполняла в основном декоративно – представительные функции. Фасад в изобилии насыщен скульптурными элементами. В простенках между окнами, а также в промежутках между этажами расположено огромное множество статуй, которые утрачивают свою самостоятельность и воспринимаются в качестве своеобразного декора. Сама башня, несколько более массивная в первых ярусах, в верхней части, в сочетании с системой ярусных контрфорсов, становится легкой и ажурной и завершается высоким сквозным шатром, увенчанным фигурой архангела Михаила. Несколько тяжеловесная мощь ее прототипов - средневековых готических беффруа - уступала здесь место стремительному взлету легких динамических форм.
Внутри здание ратуши подверглось перестройке. Главный зал, по традиции расположенный на втором этаже, отличался очень большими размерами, достигая 60 м в длину. Занимая почти целиком одну из сторон главной площади Брюсселя (Гран-палас), ратуша помещена в окружении гильдейских и цеховых домов, узкие дробные по членениям фасады которых подчеркивают ее масштаб. Превосходя высотой своей башни монументальные церковные сооружения, ратуши играла решающую роль в формировании центра Брюсселя не только в эпоху Возрождения, но и в последующие столетия. Своеобразный контраст к брюссельской ратуше представляет знаменитая ратуша в Лувенне (1448-1463 ), строителем которой был главный мастер каменных дел города Лувена Матье де Лайен. В общей объемной композиции ратуши сильно выражена вертикальная устремленность: в основе своей это как бы узкий, поставленный на ребро параллелепипед, покрытый крутой двускатной кровлей, которая образует на торцевых сторонах очень высокие фронтоны. К четырем углам здания примыкают своеобразные башенки - узкие стройные многогранники. Увенчанные необычайно высокими тоже многогранными пинаклями; подобные же пинакли возвышаются над коньками фронтонов. Оригинальность общего объемного построения, редкое изящество силуэта соединяется в этом здании с поистине сказочными богатством архитектурного и скульптурного декора ее фасадов. Кажется , что строитель боится оставить незаполненной хотя бы небольшую часть плоскости стены и фронтонов . Узкие простенки заняты стоящими на консолях статуями под традиционными коническими балдахинами; стены угловых башенок и сложные пинакли также сплошь покрыты рядами статуй. При всем этом формы даны чрезвычайно измельчено; в результате крупное здание утрачивает масштаб монументального сооружения. Но ратуша в Лувене еще не означала полной исчерпанности готики в нидерландском зодчестве. В 16 столетии, когда Нидерланды переживали новый подъем, гражданская архитектура испытывала прилив новых сил об этом свидетельствуют выполнененные в формах поздней готики ратуши в Миддельбурге и Ауденарде.