Архитектура Италии
Примечательна пространственная связь площади Капитолия с окружающим городом – не только со стороны главного подхода, откуда открывается широкий обзор города, но и через разрывы по бокам палаццо Сенаторов (в последствии завершенные Виньолой широкими лестницами).
Те же новые черты в понимании ансамбля Микеланджело проявил и при завершении начатого Сангалло палаццо Фарнези, который он предполагал связать мостом с расположенной по другому берегу Тибра виллой Фарнезина. Во дворе он заложил аркады второго этажа и, обработав стены третьего яруса наложенными друг на друга пилястрами (прием, получивший широкое распространение в архитектуре барокко), придал ей особенно выразительную пластику и напряженность. Микеланджело выполнил также и огромный карниз главного фасада, который в сочетании с центральным порталом и балконом над ним придал композиции исключительную цельность и монументальность.
В середине 16 века, в период усиления общественной реакции, в Тоскане выдвигается группа мастеров нового поколения, которых обычно связывают с маньеристическим направлением. Маньеризм в архитектуре не составляет полной аналогии к маньеризму в изобразительном искусстве, особенно в живописи. Это направление не получило в зодчестве столь широкого распространения, и в сооружениях архитекторов, причисляемых к маньеристическому лагерю, негативно-разрушительные черты не выразились в такой отчетливой форме. Однако и в их творчестве находят свое отражение черты кризисного мировосприятия. Многие из них были учениками и последователями Микеланджело, но, переняв от него некоторые приемы и архитектурные мотивы они утратили его главные содержательные качества – гуманистическую направленность и героический характер его образов. То нарушение архитектурных канонов, которое у Микеланджело воспринималось как необходимое выражение его глубоких замыслов, у них выглядит как самоцель, как проявление субъективного произвола. Особое внимание они уделяли нарочитой оригинальности замысла, индивидуальному почерку, «манере» архитектора.
Ученик Микеланджело Джорджо Вазари (1511-1574г), автор известных «жизнеописаний», отличался большой свободой обращения с формой. Его наиболее известная работа – улица Уффици во Флоренции (с 1560г) где Вазари занимался реконструкцией городского центра. Этот узкий коридор, фланкированный с двух сторон одинаковыми фасадами, с сильно выступающими карнизами, производит впечатление сценической декорации благодаря замыкающему улицу корпусу, постеленному над сквозной колоннадой и аркой, которые раскрываются на реку Арно.
Барталомео Амманати (1511-1592), приехавший во Флоренцию уже в пору зрелости, после работы во многих городах, начал свою деятельность в Риме вместе с Виньолой. Его наиболее видное произведение – дворцовый фасад палаццо Питти во Флоренции (начат около 1560г) – несет в себе явные черты маньеризма. Сочетание мощного руста с наложенными на стену тремя ярусами ордеров неубедительно; колонны кажутся нагруженными и разбухшими, массивная кладка – декорации. Двор обращен в сторону обширных поднимающихся по склону садов (впоследствии – сады Боболи), разбивка которых тоже принадлежит Амманати. Важное градостроительное значение имел построенный Амманати мост Санта Тринити во Флоренции, переброшенный через Арно тремя пологими изящными арками и украшенный скульптурой.