Заключение
В результате изучения живописи Успенского собора Княгинина монастыря были исследованы работы владимирских краеведов и труды известных искусствоведов в области русской живописи XVII века. Начиная с XIX века, освещалась история памятника, его поновления и реставрация. Благодаря работам А. В. Виннера и Н. Н. Воронина сделан анализ техники живописи, материалов ее исполнения. В. Г. Брюсова в книге «Русская живопись XVII века» сообщает дополнительные сведения об участии в росписи ярославских мастеров, расширяя тем самым сведения об авторах росписи. В процессе изучения работ А. И. Успенского получены данные о Марке Матвееве, более точно определяющие время создания живописи.
В результате реставрационных мероприятий, проведенных реставраторами Владимирской мастерской с 1968 по 1983 годы, было сделано описание сохранности живописи Успенского собора Княгинина монастыря, проведена фотофиксация росписи, исследована техника живописи, выполнены картограммы. Л. В. Дудоровой была написана историческая справка. Все это является дополнительным материалом к изучению создания росписи, помогает более подробно исследовать иконографию сюжетных композиций и выявить особенности исполнения живописи собора. Анализ литературы по описанию памятника, проведенный мною в работе, помог сделать вывод о том, что некоторые циклы росписей не совсем исследованы, точки зрения искусствоведов не всегда совпадают, вследствие чего живопись Успенского собора Княгинина монастыря требует более подробного изучения.
Живопись XVII века вызывает разносторонние оценки исследователей. Эта эпоха отличалась своеобразием и являлась переходной. В стиле, созданном XVII веком, завершались многовековые традиции древнерусского искусства и зарождалось искусство нового времени. Роспись Успенского собора Княгинина монастыря является одним из интереснейших памятников XVII века.
[1] Тихонравов К. Н. Успенский Княгинин монастырь во Владимире на Клязьме. Владимир, 1861.
[2] Св. Флоринский Н. И. Сведения о Владимирском женском монастыре, в котором почивают мощи святого мученика Авраамия. Владимир, 1891.
[3] Там же.
[4] Там же.
[5] Историческое описание первоклассного Княгинина Успенского женского монастыря в губернском городе Владимире. М., 1900.
[6] Историческое описание первоклассного Княгинина Успенского женского монастыря в губернском городе Владимире. М., 1900.
[7] Владимирские епархиальные ведомости. Владимир, 1900.
[8] Историческая справка. Описание живописи до реставрации. Т. 1 // Архив ВСЭНРПМ, 1968.
[9] Отчетная документация «Владреставрации» с 1966–1980. Ист. справка Л. В. Дудоровой. Т. 1. С. 11.
[10] Столетов И. А. Предварительные исследования Успенского собора Княгинина монастыря. М., 1953.
[11] Воронин Н. Н. Владимир. Богомолово. Суздаль. Юрьев-Польский. М., 1965. С. 94–102.
[12] Памятная книга Владимирской губернии за 1862 год. С. 4.
[13] Виннер А. В. Материалы и техника монументально-декоративной живописи. М., 1953. С. 276.
[14] Воронин Н. Н. Указ. соч. С. 99.
[15] История русского искусства. Т. 1. М., 1957. С. 145.
[16] Памятная книга Владимирской губернии за 1862 г. С. 27.
[17] Воронин Н. Н. Указ. соч. С. 99.
[18] Виннер А. В. Указ. соч. С. 270.
[19] Данилова И. Е., Мнева Н. Е. Живопись XVII века. История русского искусства. Т. 1. М., 1959. С. 350.