Реставрационные работы и поновления живописи
Искусство первой половины столетия, в целом, развивалось в сторону реставрации уже сложившихся жанровых и стилевых форм. Характерным явлением стало систематически проводимое «возобновление» древних росписей храмов «по старым очеркам» или «по старым переводам».
Подобные поновления произошли и в Успенском соборе Княгинина монастыря. Монастырская опись за 1777 год очень скупо говорит о стенной живописи собора: «А в святом алтаре и в церкви стенное письмо красками с золотом» [23]. Архив монастыря не дает никаких сведений об изменениях и поновлениях живописи в XVIII веке. Возможно, в этот период с ней не происходило ничего существенного. Иная картина наблюдалась в XIX веке. В уже цитированном отрывке из «Памятной книги Владимирской губернии за 1862 год» указывалось: «В недавнее время в алтаре стенное письмо возобновлено по прежним рисункам, а в самом храме сохранилось прежнее, только лет двадцать тому назад закрашена кайма с летописью» [24]. Следовательно, самые ранние сведения об изменениях в живописи XVII века, известные нам, относятся к 1861 году. В указе Синода от 29 апреля 1861 года во Владимирскую духовную консисторию приводилось мнение председателя Императорской археологической комиссии графа Строганова о фресках XVII века в Успенском соборе Княгинина монастыря: «Стенная живопись относится к царствованию Алексея Михайловича и хотя по своей древности не имеет особого значения, но тем не менее обращает на себя внимание тем, что покрывает совершенно весь храм, нигде не переписана и вся отлично сохранилась в верхних ярусах. В нижних же от сырости краски поблекли и проржавела штукатурка» [25]. На это сообщение, как указывалось далее, царь наложил следующую резолюцию: «Всю строительную часть по перестройке упомянутого храма возложить на строительную контору Министерства императорского двора, наблюдение же за сохранением и, где следует, возобновлением древней живописи в оном, поручить Археологической комиссии. Что касается возобновления живописи в Успенском монастыре, то его величество полагает отложить эту работу до более удобного времени, но с тем, чтобы в этой живописи отнюдь не было делаемо никаких исправлений без предварительного о том сношения с Археологическою комиссиею» [26].
Из рапорта игуменьи Марии от 1 июля 1866 года можно узнать, что «внутри холодного храма штукатурка, державшаяся на гвоздях вместе с оными от древности лет в некоторых местах отпадает, от чего стенная живопись начала портиться и принимать неблагообразный вид». Разрешено было «живопись эту промыть и места отвалившиеся вновь подштукатурить и по оной для сохранения типа живописи подправить» [27]. Стены, закопченные во время пожара 1858 года, были промыты, обвалявшаяся штукатурка исправлена, и сама живопись на вновь отштукатуренных местах была возобновлена с сохранением типа древних фресок. [28]
Первая серьезная реставрация живописи XVII века в XX веке в Успенском соборе Княгинина монастыря производилась в 1945–1946 годах московскими реставраторами во главе с А. В. Виннером. Состояние росписи к этому времени было тяжелым. Живопись во многих местах осыпалась; стены, главным образом, в нижних частях — покрыты пылью, а некоторые фрагменты живописи почернели. «Было проведено восстановление от поздних записей 1867–1869 годов с предварительной очисткой от пыли, грязи, удалением цементных и масляных наслоений, и производством обортовки краев фресковой росписи» [29].