Анализ литературы
Интерьер собора украшен росписью, покрывающей всю поверхность стен храма. Когда в 1931 году в соборе был устроен склад зерна, нижний пояс росписи погиб. Живопись Успенского собора Княгинина монастыря выполнена в середине XVII века. Монастырская опись прямо говорит, что «в той же церкви Успения Пресвятыя Богородицы и в алтаре писано вновь стенным письмом, краски и золотом» [12].
Относительно точной даты выполнения росписи литература дает следующие свидетельства.
А. В. Винтер в книге «Материалы и техника монументально-декоративной живописи» пишет: «Стенная живопись Владимирского Успенского собора Княгинина монастыря была выполнена в XVII веке. Работы были начаты весной 1647 и закончены осенью 1648 г.» [13]
Ту же дату называет и Н. Н. Воронин в своем «Спутнике по древним городам Владимирской земли» [14]. Однако, оба автора не дают ссылок на источники, поэтому неясно, откуда они взяли эту дату. «История русского искусства» дает совсем другую дату написания живописи — 1642–43 гг., тоже без ссылки на источник [15]. В статье, посвященной истории Успенского собора Княгинина монастыря, опубликованной в «Памятной книге Владимирской губернии на 1862 год», имеется следующее сообщение: «В недавнее время в алтаре стенное письмо возобновлено по прежним рисункам, а в самом храме сохранилось прежнее, только лет двадцать тому назад закрашена кайма летописью, свидетельствовавшею о времени расписания храма в 1652 году, усердием патриарха Иосифа» [16].
Итак, существуют три версии относительно точной датировки стенописи Успенского собора Княгинина монастыря: первая — 1642–1643 гг., вторая — 1647–1648 гг., третья — 1652 год.
Автором и руководителем росписи Н. Н. Воронин в книге «Спутник по древним городам Владимирской земли» называет Марка Матвеева, «жалованного государева иконописца» [17], работавшим до этого с московской артелью иконописцев над росписью Московского Успенского собора.
На этих же живописцев указывает и А. Н. Виннер. «Стенная живопись Успенского собора Княгинина монастыря была выполнена артелью мастеров Московского оружейного приказа под руководством государева иконописца Марка Матвеева» [18].
И. Е. Данилова в разделе «Живопись XVII века» из истории русского искусства приводит следующие данные: «Роспись собора Княгинина монастыря во Владимире выполнена в 1647–1648 годах группой художников», а в сносках указывает: «Имена мастеров имелись в надписи, находившейся в нижней части северной стены жертвенника собора Княгинина монастыря. До настоящего времени уцелели фрагменты надписи: „ .си Иванъ . р . Федоро мелов Григо р .i тэ лю бру .” Надпись сообщена Н. П. Сычевым» [19].
В. Г. Брюсова в книге «Русская живопись XVII века» пишет: «Под заметным влиянием фресок московского Успенского собора возникла стенопись Успенского собора Княгинина монастыря во Владимире (1647–1648 г.). Несомненно, участие Стефана Евфимьева и Себастьяна Дмитриева в качестве ведущих мастеров в стенописи собора . наряду, вероятно, с московскими иконописцами» [20]. (Стефан Евфимьев и Севастьян Дмитриев — ярославские мастера XVII века).
В результате проведения реставрационных работ в 1968 году была открыта подпись мастера. В газете «Неделя» от 14 ноября 1968 года сообщалось: «В соборе Княгинина монастыря во Владимире художники-реставраторы, убирая многочисленные поновления с настенной живописи XVII века, открыли многоплановые красочные композиции древних фресок, на одной из них обнаружив надпись: „Исполнил . Марк Матвеев со товарищи в 16 .”» [21]
В словаре А. И. Успенского «Царские иконописцы и живописцы XVII века» об авторе росписи написано следующее: «Марк Матвеев — жалованный иконописец, в 1642-3 г. писал стенное письмо в Успенском соборе. По справке от 4 мая 1648 года значится умершим» [22].
Марк Матвеев принимал участие в росписи Успенского собора Московского Кремля в период с 1642 по 1643 год. Таким образом, сопоставляя дату окончания работ в Москве и дату смерти иконописца, можно сделать вывод о том, что роспись в Успенском соборе Княгинина монастыря выполнена в период с 1643 по 1648 годы, и, следовательно, дата, названная А. В. Виннером, является, возможно, наиболее точной.