Взаимодействие науки и архитектуры на образно-смысловом аспекте
При определении значимости научных открытий, а точнее, их адаптированной в виде иллюстраций формы для процесса архитектурного творчества, была предпринята попытка синхронизировать такие значимые глобальные процессы как развитие науки и архитектуры. В данной таблице, сопоставляя визуальные образы архитектуры и научных открытий, мы не стремились выявить прямую зависимость между архитектурой и наукой. Мы искали подтверждение ранее высказанным предположениям о том, что в архитектурных объектах отражается «картина мира», в том числе и научного. И архитектор, являясь интеллектуальной креативной личностью, любую увиденную информацию перерабатывает с точки зрения архитектуры и на интуитивном уровне использует научные достижения других наук.
Отметим, что в начале века ХХ существенное влияние на архитектуру оказало развитие изобразительных искусств: появление в Европе фовизма, экспрессионизма, кубизма и других направлений изменило критерии оценки произведений искусства, которые строятся на чувствах, эмоциях, восприятии и впечатлении. Бесспорно, что ломка стереотипов в рамках изобразительного искусства включила в свою орбиту и архитектуру как носителя эстетического, художественного начала. Наш сравнительный анализ также строится на визуальном восприятии архитектурных объектов и научных открытий. Именно поэтому нам видятся схожими черты архитектуры S.Rodia и образов теории Большого Взрыва Ж.Леметра, и квантовой теории
Проводя параллели, мы хотим еще раз подчеркнуть, что архитектура не остается в стороне от процесса поиска новых путей понимания мира. Здание Habitat’67 в Канаде архитектора M.Safdie, предназначенное для жилья, функциональное на 100%, выглядит как некий футуристический конгломерат ячеек, сот, эфемерных кварков. И как это похоже на образное представление генетического кода ДНК!
Во второй половине ХХ века освоение электронно-виртуального мира «наполнило» зодчество явной усложненностью объемно-пространственных композиций, большой детализацией в решении фасадов, эфемерностью образов архитектуры: Offices Finsburg avenue (1982-84 гг.), Hisolar Research Building (1987г.), Vitra Design Museum (1990г.), Guggenheim Museum Bilbao (1997г.), Rose Center for Earth & Space (2000г.).
В результате выявления отсутствия прямой зависимости между архитектурным творчеством и общенаучными знаниями, предложенный метод объектной формы представления знаний и «визуально-смысловой» подход в данном случае рассматриваются как возможная альтернатива традиционному описательному подходу в изучении архитектурного наследия. Подобного рода методология исследования, бесспорно, отражает субъективную оценку автора, но одновременно является попыткой систематизации визуальных образов архитектуры. Предложенный вариант взаимосвязи между наукой и архитектурой может быть охарактеризован как образно-ассоциативная картина развития цивилизации через смысловую составляющую зодчества.