заключение
эстетическое (художественное) в лучших произведениях архитектуры неразрывно связано с развитием и совершенствованием утилитарного (технического).
Эстетическое отношение проявляется не только в искусстве, но и во всякой деятельности, связанной с творческим трудом, с восприятием и оценкой его результатов. И если предмет инженерного творчества начинает рассматриваться в целом, т.е. одновременно как средство архитектуры и как продукт общечеловеческой культуры, эстетическое отношение к нему становится не только возможным, но и необходимым.
И хотя красота не всегда следствие рационального, в архитектуре она не существует без материальной основы. Зависимость красоты от функциональной целесообразности и экономической эффективности безусловна. И вместе с тем, подлинная красота окружающего предметного мира рождается лишь при соответствии всего многообразия его форм мироощущению человека, его общественным идеалам, исторически развивающемуся пониманию красоты. Ибо прекрасно то, в чем мы видим жизнь, сообразную с нашими понятиями о ней. «Объективное существование прекрасного и возвышенного в действительности примиряется с субъективными воззрениями человека» (Чернышевский Н.Г.)