Ордера и их происхождение
Пройдя портик, процессия попадала в огромный зал (девичий чертог), за которым располагался наос (святилище) со статуей Афины, разделённый колоннами на несколько частей, а в задней, западной, части храма — опистодом (закрытое помещение), отделённый от наоса стеной. Парфенон был самым красивым зданием Акрополя, так как предназначался для хранения главной святыни города — статуи Афины Парфенос (Афины-Девы). Этой строгой геометричности, этой массивной простоте, исполненной внутренней силы, властному утверждению мужественного начала в искусстве ионический ордер противопоставляет стремление к декоративности, к лёгкости форм, плавность линий, своё более женственное вдохновение. Это особенно явственно в ионической капители с её спиралевидными валютами, придающими всей колонне особое изящество и живописность.Ионический ордер отличался от дорического пропорциями, а также количеством и сложностью деталей (рис. 2). Он имел прямые колонны и венчался капителью, по форме напоминавшей рога барана (волюты). Над волютами имелся импост (тонкая горизонтальная прокладка). Колонны устанавливались на базах с каннелюрами в количестве двадцати четырёх штук, причём углубления разделялись срезами – так называемыми площадочками. Архитрав включал три выступающие друг над другом полосы (фасции). Фриз выполнялся сплошным, без ячеек, но иногда украшался рельефом. Зато в карнизе довольно часто высекались украшения, по форме напоминавшие яйца (ионики), листья (климитий) и бусы.В отличие от дорического ордера он не имел модульонов. Функции обоих этих ордеров были одинаковыми – колонны сооружались для того, чтобы поддерживать горизонтальные балки перекрытия. Различие заключалось только в пропорциях и украшениях. Позднее знаменитый римский архитектор Ветрувий высказал предположение, что эти ордера являются воплощением мужского и женского начала. В пользу этой гипотезы говорит тот факт, что когда греки вместо колонн устанавливали статуи, то дорические колонны заменялись статуями мужчин (атлантов), а ионические – статуями женщин (кариатид).Дорический и ионический ордера широко применялись во все эпохи существования Древней Греции и при строительстве жилых построек или небольших галерей, и при возведении больших по протяжённости храмов. Коринфский ордер появился позднее двух предыдущих и во многом напоминал ионический (рис. 3). Отличие заключалось в капители, имеющей форму колокола и украшенной стилизованными листьями аканфа.В колонне нашла своё совершенное воплощение великая душа греческой архитектуры с её силой и стройностью, смелым взлётом и точнойуравновешенностью во имя высшей гармонии.Происхождение древнегреческого ордера и его особенности изучены обстоятельно. Не подлежит сомнению, что его источником являются деревянные, укреплённые на постаменте столбы, которые несут на себе перекрывающие их деревянные балки. Двускатная крыша каменных храмов повторяет стропильную деревянную конструкцию. В форме перекрытий, в деталях дорического ордера можно усмотреть их происхождение из крупного леса. В более лёгком ионическом ордере сказались приёмы сооружения кровли из мелких брёвен. В Древней Греции быстро сложился и строго упорядоченный план храма, сооружавшегося по правилам ордеров. Это был храм – периптер, т.е. храм, обнесённый со всех сторон колоннадой, внутри которого за стенами находилось святилище (целла). Наиболее близок мегарону храм “в антах”, т.е. храм, где на торцевой стороне выступают концы стен, между которыми помещаются колонны (рис. 4).По всей вероятности, первоначально нерасчленённой целле храма, название которой “корабль” осталось за помещением для божества даже и в сложных постройках, уже в эпоху дорического стиля стали пристраивать передний зал (продомос) и задний (опистодомос); таким образом создался более сложный план, который всё-таки сохранял архитектоническую цельность. Эти постройки неразрывно связаны с целлой: боковые её стены выдвигаются вперёд и заканчиваются двумя пилястрами (анты); они соответствуют двум колоннам у входа, которые образуют вход в целлу, единственный источник света в храме.В сложных постройках Эгины и Пестума окружено колоннадой всё здание, таким образом создался общеизвестный тип дорического храма – периптерос. Боковые ряды колонн содержат не точно удвоенное число колонн фасада: простое отношение было бы в данном случае слишком малозначительным. Эти колонны обходят вокруг всего храма непрерывным рядом, гармонично замыкают его, но не умаляют значения обоих фасадов.