Развитие архитектуры 1918-1941 гг.
Революция 1917 г. принесла и перемены в среде культуры. Они затронули образование, науку, технику, литературу, искусство, архитектуру, всю духовную жизнь общества. Направления и характер, начавшихся в культурной среде изменений определялись установками на формирование новой, социалистической художественной культуры.
С ее созданием партийно-государственное руководство страны связывало настроение социалистического общества.
Индустриализация конца 20-х – начала 30-х годов способствовала развитию массового градостроительства и становление советской архитектуры. Близ заводов сооружались рабочие поселки с системой культурно-бытового обслуживания, школами и детскими учреждениями. Возводились дворцы культуры, рабочие клубы и здравницы.
В проектировании их участвовали архитекторы Шолтовский, Фомин, Щусев, братья Веселины. Зодчие стремились к созданию новых архитектурных форм, которые соответствовали бы задачам построения нового общества. Результатом поисков новых выразительных средств стали общественные здания, внешний облик которых напоминал то гигантскую шестерню – Дом культуры имени Русанова в Москве (архитектор Мельмешев), то пятиконечную звезду – театр Красной Армии в Москве (архитекторы Агабин, Скиберудов).
Широкий размах приобрели работы по реконструкции городов. Стремление к созданию городов нового быта, городов – садов приводило во многих случаях к большим потерям. В ходе строительных работ уничтожались ценнейшие исторические и культурные памятники.
После Великой октябрьской революции, открывшей широкие возможности для развития советской архитектуры, в городе Ростове-на-Дону развернулись, в невиданных до этого масштабах, строительство и реконструкция города.
Если в первые годы после окончания гражданской войны, строительство в Ростове было ограничено необходимым ремонтом и восстановлением разрушенных гражданской войной зданий, то начиная уже с 1924 г., новое жилищное строительство в городе принимает большие размеры.
В эти годы были построены десятки благоустроенных многоэтажных жилых домов и целых комплексов: квартал жилых домов трамвайщиков (1924 г., архитектор Эберх), жилые дома водников (1926 г.), жилые дома по Буденновскому проспекту (архитектор Кондратьев).
Особенно большой размах жилищного строительства произошел в годы сталинских пятилеток.
Наряду с промышленными предприятиями на окраинах, на месте трущоб, возникали новые жилые кварталы и поселки со свободной рациональной планировкой, с детскими учреждениями, спортивными площадками. Так на месте «стеклянного города» выстроили дом «Гигант №1» (1930 г., архитектор Наумычев), квартал домов табачной фабрики и многие другие.
Помимо жилых домов в городе было воздвигнуто несколько крупных общественных зданий. Так в Ростове торжественно заложили фундамент Дворца Труда им. Ленина на площади Ленгородка (1927 г., архитектор Эберг) и был построен институт железнодорожного транспорта (1930-1932 гг., архитектор Наумов) и др.
К сожалению, для ряда зданий этого периода характерны черты конструктивизма. Отказ от критического использования архитектурного классического наследия, как результат тлетворного буржуазного влияния в архитектуре, – все это привело к объединению архитектурных форм и схематизации к созданию архитектурного «стиля», получивший в народе образное название «коробочной архитектуры».
В 1930-1933 гг. отмечались дальнейшим подъемом строительной деятельности в городе; наряду с жилыми домами, кварталами и поселками возводилась группа весьма солидных по размерам общественных и культурных зданий, в том числе театр им. М. Горького (1930-1935 гг.) по проекту архитектора Щуко и профессора Гельфрейха. Центральную зрелищную часть театра архитекторы закомпоновали в форму кубического объекта. В основу приема замысла проекта легло размещение малого зала в передней части здания на фойе главного зала и устройство входов как в большой так и в малый зал с площади революции. Лестничные клетки и коридоры напоминают гусеницы трактора. Сопоставлении глухого лантдарного объема зрительной части с остекленными вертикалями лестниц создавало ощущение контраста, а колонны и боковые «галереи-мосты» на гигантских колонах, воспринимающиеся во множестве изменяющихся ракурсов, придавали зданию динамизм. Стиль архитектуры театра нельзя охарактеризовать каким-либо одним традиционным «измом». Архитекторы берут лучшее у конструктивизма – ясную организацию плана, контрастность форм, обостренное чувство современной конструкции и сочетают все это с декоративностью большого замысла. Сдержанные формы фасада обогатили природу отделочными материалами и скульптурными рельефами. Большой лоб главного фасада облицован итальянским мрамором.