Архитектура династии Оттонов
В 9 веке вследствие вторжения викингов, магометан, арабов и мадьяр, достижения Каролингов уступили место глубокому кризису. Но Оттон I Великий (936 – 973), который в 962 году был коронован в Риме как первый саксонский император, снова реанимировал имперскую концепцию. Великая Оттонская империя, существовавшая до 1056 года, была по площади меньше, чем империя Каролингов, поскольку к ней не относилась территория нынешней Франции. Она включала в себя, прежде всего Германию и часть северной Италии. С этого времени Франция и Германия шли каждая своим путем, в них развивались самобытные культуры.
На фоне усиления феодальной системы имперские епископы Оттонской империи строили как крепости, так и церкви, создавали армии, преподавали религиозные принципы, там самым создавали образ воинствующей церкви, которому романская архитектура Европы была призвана придать адекватное выражение.
Майнцский собор, строительство которого было начато в 978 году и с тех пор неоднократно возобновлялось, и заложенный в 1009 году собор в Падерборне связали каролингские формы с раннехристианскими римскими в тот архитектурный образ, который мы можем рассматривать уже как типично германский. Производящая мощное впечатление церковь св. Михаила (построена 1001 – 1033 гг.) в Хильдесхайме в новейшее время была восстановлена в своем первоначальном виде. Этот храм имеет на западе и на востоке по одной круглой апсиде, а так же западный и восточный поперечные нефы (трансепты) с башней над каждым средокрстием и круглыми лестничными башнями на концах креста. Церковь св. Михаила имеет некоторые новые элементы – апсида на западе поднимается над криптой, к которой можно попасть по уходящим под землю лестницам. Вход в саму церковь расположен в южном боковом нефе, который таким образом становится своего рода внутренним нартексом.
Мощный Шпейерский собор с нефом длиной 72 метра был построен в 1030 году при Конраде II. Этим же временем датирована и мощная крипта с крестовым сводом; а потолок под нефом, который, возможно, был выполнен около 1060 года, представлял собой плоскую деревянную конструкцию. Во время нового этапа строительства в 1082 – 1106 гг. каждый четный пилон центрального нефа был усилен колоннами для поддержки каменного крестового свода, который был возведен тогда же. Волнообразный ритм объединяет всю декорацию фасадов в единую систему, в которой доминируют бесконечные аркатурные пояса, украшающие башни, стены, окна, апсиду.