Структура парковых композиций
а) объект реальной городской среды, ориентированный на реальный социальный заказ;
б) объект искусства, наделенный потенциалом для воплощения иных эстетических идеалов;
в) пространство, в котором происходит динамичный процесс постоянного обновления и расширения выполняемых функций;
г) объект технологии, где реализуются новейшие достижения в различных областях науки и техники;
д) часть экосистемы города, обладающая очевидной ролью в обеспечении экологической устойчивости среды;
е) объект для реализации новых экономических подходов, постоянно развивающийся за счёт вовлечения средств частных инвесторов;
ж) градостроительный объект, стимулирующий новые правовые подходы к решению вопросов землепользования. [14, c. 102]
На рубеже тысячелетий сложилась ситуация, в которой накопленные ценности садово-паркового искусства требуют не только осмысления, но и творческого развития. Предпринимаемые у нас попытки "пересказать" достижения предшествующих столетий через слегка подновлённую форму элементов парковых композиций выглядят малоубедительно, фальшиво, выдавая явно ретроспективную природу таких "нововведений".
Одним из основных положений эстетического осмысления парковых пространств является возвращение к их семантической трактовке, а также использование символического и аллегорического значения элементов природы. Формирование парковой среды, предполагая синтез нескольких видов искусств, позволяет, благодаря повышению роли ландшафтного дизайна, оригинально интерпретировать привычные элементы природы.
Концептуальный смысл современного ландшафтного дизайна заключается в выявлении индивидуального визуального кода парковых пространств. Он создается за счёт нетрадиционного, иногда парадоксального сочетания естественных и искусственных компонентов ландшафта. Обращение к эмоциям посетителя парка, стремление "сказать" ему что-то новое проявляется в использовании определённых символов и ассоциативном содержании элементов парковой среды.
Среди наиболее интересных в этом аспекте объектов последних десятилетий, необходимо отметить парк Ситроен в Париже (рис. 8) – абсолютный антипод традиционного пейзажного паркостроения.
Наполненная контрастами пространств различных размеров, столкновением форм и колористики ключевых элементов, парковая среда в данном случае держит в эмоциональном напряжении любого входящего человека, предлагая ему по мере продвижения серию картин с различными сюжетами. Режиссура парка подчинена идее усиления визуального воздействия кульминационных точек композиции. Чтобы добиться такого эффекта в них концентрируются все возможности ландшафтного дизайна, включая изменение геометрии рельефа, пластическое и цветовое моделирование растительности, конструирование водных устройств и поверхностей.
Обращение к тому периоду в истории места, когда на территории будущего парка находилось производство органических красителей, составило основание для оригинальной, с широким диапазоном цветовой палитры, интерпретации Садов Серии. Развивая тему колористического разнообразия среды, "краски" природы в виде естественных оттенков растительности предстают перед посетителем в этом ландшафтном "сериале" как носители тематики отдельных садов: Голубого, Зелёного, Оранжевого, Красного, Серебряного, Золотого, Белого и Чёрного.