О проектном анализе в дизайне средового объекта
5. На пятой «плоскости», — анализ предметно–пространственной ситуации опирается на определяемые в предшествующих разделах ведéния проектного анализа результаты и значимые для средовой ситуации свойства, качества и характеристики проектируемого объекта, а также выделяемые его художественные, структурные, организационные, морфологические, функциональные, предметные и пространственные особенности и значения. Исследование по данному разделу учитывает их, и позволяет фиксировать требования и принципы достижения такой целостности проектируемого объекта, которая позволяет обеспечивать его гармоничное внедрение в существующий ценностный, культурный, исторический, стилистический, композиционный и т.п. контексты, предъявленные исследователю наличной предметно–пространственной данностью Места, в котором предполагается реализация проекта. Иными словами, в данном разделе исследований анализ нацелен на выявление состава требований и ограничений, ориентированных на достижение гармоничной целостности предметно–пространственной ситуации «будущего», как пространства–образа и пространства–формы, где проектируемый объект может быть также рассмотрен как равнодействующий «персонаж» пространственной мизансцены. Здесь этот факт оказывается замечательным также потому, что для дизайна архитектурной среды наряду с персонажами сообщества непосредственных потребителей и сложившихся сообществ «возникает» еще одна действенная и поэтому персонифицируемая группа. Группа, которую образуют конкретные материально представленные «предметы–персонажи», исконно организованные как некоторая целостность в выделенном нами (или заказчиком) пространстве, и в «ткань» которого предполагается внедрение проектируемого объекта. Группа, в которой каждый материальный предмет как «персонаж» «живет», вступает с нами в социальную, историческую, культурную и тому подобную коммуникацию: управляет и служит, предлагает и обеспечивает, сообщает и предоставляет, воспитывает и развивает, сохраняет и оберегает… и тогда, действительно участвует в повседневной жизнедеятельности человека и обеспечивает всю совокупность межчеловеческих взаимодействий. Этот вопрос оказывается одним из проблемных в средовом подходе и нуждается в исследовании.
Очевидно, что само по себе параллельное продвижение по намеченным аналитическим плоскостям не позволяет поручиться за достаточность и тем более качество аналитических выводов и их эффективность при выборе и утверждении проектных решений. Это становится возможным при наличии фиксаций и соотнесения результатов аналитических действий, их экспертной оценке по обнаружению их проектной значимости, поверке результатов на их соответствие объективным содержаниям и значимости для субъектов среды. Решение таких задач требует введения внешних, по отношению к анализу средовых ситуаций и «развивающихся» по мере их изучения параллельных «плоскостей промежуточного синтеза», — чувственно–эмоционального и рационального освоения анализируемых объективных содержаний. В качестве таковых могут быть введены как минимум две «плоскости» (рис. 1.). Первая из них, «плоскость» фиксации и моделирования в промежуточном синтезе результатов анализа с точки зрения выявления образно–художественных свойств, качеств и требований, формирующих и проектно обеспечивающих уникальное своеобразие и выразительность средового объекта. Назовем ее «плоскость художественного проектирования». Вторая же, — «плоскость» фиксации и моделирования в промежуточном синтезе результатов анализа с точки зрения выявления структурно–организационных и пространственных особенностей, условий, ограничений и требований, оптимизирующих стиль, образ, ритм, техники осуществления жизнедеятельности всех без исключения групп средовых персонажей (их типов), выявленных и имеющих какое бы–то ни было отношение к средовому объекту. Соответственно назовем ее «плоскость структурно–организационного проектирования».
Введение в параллель аналитическим процедурам таких «плоскостей» дает право рассчитывать на то, что зафиксированные на них модели позволят обнаруживать вероятностные варианты и формы решения, противоречий вскрытых непосредственно в ходе аналитического осмысления средовых ситуаций и фиксируемых «здесь–и–сейчас».
Результаты «промежуточного синтеза» могут быть транслированы в средовое сообщество практически на любом этапе, цикле или фазе ведéния проектного анализа (см. рис. 2, 3.), вследствие чего возникает возможность налаживания «обратной» связи, и, следовательно, дополнительной оценки сообразности проектных предложений и выводов, а также их проектно–рефлексивного анализа.
Таким образом, проектный анализ в дизайне средового объекта нацелен на обнаружение и освоение совокупной средовой ситуации; на сравнение и сопоставление результатов аналитических действий, и экспертную оценку по обнаружению их проектной значимости; на поверку соответствия проектных предложений и решений объективным содержаниям и их значимости для средовых субъектов. При такой трактовке целей, задач и содержаний проектного анализа оказывается, что аналитическая работа и ее результаты по своей сути представляют базовую основу для всего комплекса проектных исследований, в состав которых, помимо проектного анализа, входит непрерывный дизайнерский синтез средового объекта и специфическая проектная рефлексия. В свою очередь, такая рефлексия в дизайне средового объекта направлена на осмысление: способов и целей «связывания» содержаний анализируемых аспектов совокупной средовой ситуации; проектной сообразности разрабатываемых направлений и предложений; полноты сообразности принимаемых решений объективным содержаниям конкретной средовой ситуации; проектно «продвинутой» на каждом этапе и все же всякий раз «исходной» средовой ситуации. Очевидно, что при такой структуре ведéния работ результаты проектной рефлексии будут активно влиять на дальнейший ход выполнения проектного анализа. Бесспорно также и то, что такой подход к ведению аналитической работы может позволить снять вероятность абсолютизации авторской воли, способствовать предотвращению ошибочных интерпретаций объективных средовых картин и расширению поля возможностей действительного и адекватного попадания в средовые смыслы и содержания, и, следовательно, надеяться на повышение эффективности и качества проектно–исследовательских усилий.