Живопись
В конце 10-х годов CVIII в. в России к декоративной живописи относятся плафонные композиции, медальоны, десюдепорты, настенные росписи. В этом жанре, в основном, работали приглашенные Петром I иностранные мастера.
В плафонах Летнего дворца Петра I чувствуется влияние фламандско-голландской школы живописи. Два из семи плафонов Летнего дворца Петра I написаны голландским художником Георгом Гзеллем в 1719 г., через год после его приезда в Россию. Это “Триумф России”, находящийся во второй приемной, и “Триумф Екатерины”- в тронной. Оба плафона, так же как и все остальные, написаны маслом по холсту.
Содержание плафона работы неизвестного художника в детской “Мир и спокойствие” посвящено прославлению царствования будущего наследника престола. Свободная композиция придает ему черты стиля рококо.
Все рассмотренные плафоны имеют прямоугольную форму. Но чаще они встречались круглыми или овальными. Пример тому-плафон “Триумф Минервы” из кабинета Петра I Летнего дворца. Небольшое по размеру поле изображения дало возможность неизвестному художнику более свободно и динамично построить сцену с Минервой, поражающей копьем “врагов Отечества”. Потолок кабинета Петра I заполнен не только этим плафоном. По углам его расположены четыре овальных живописных медальона с изображением амуров, несущих военные атрибуты. Так что в данном случае перед нами целая группа живописных произведений, объединенных сюжетом.
Плафоны Летнего дворца являются первыми в России образцами живописи светского направления с аллегорической тематикой. Их живопись отличается неровностью манеры исполнения. Предполагают, что их авторами могли быть русские ученики Георга Гзелля.
В начале CVIII в. в интерьере усиливается роль станковой живописи. Комнаты украшаются картинами, привезенными из Голландии, Франции, Германии и других стран. Становится очень популярной так называемая шпалерная развеска картин. Кроме шпалерной, существовала и индивидуальная развеска живописных произведений.
Формирование коллекции живописи западноевропейских мастеров начиналось под руководством Петра I. Ее составляли, в основном, произведения голландских и фламандских мастеров.
В настоящее время музей располагает немногочисленной коллекцией произведений голландских художников конца CVII в.- начала CVIII в Среди них встречаются картины, принадлежащие кисти таких мастеров, как Ф. Воуверман, Гейсман, Мишо, Броэрс.
В верхнем коридоре висит картина неизвестного художника CVII в. “Сцена в харчевне”. В ней мы находим черты, близкие творчеству Адриано Ван Остаде, который умел с большой теплотой и юмором показать в своих произведениях людей из народа.
Но особое предпочтение отдавал Петр I картинам с видами морских пейзажей. И сейчас марины занимают в экспозиции музея значительное место. Больше всего таких картин находится в кабинете Петра I и токарной. Убранство последней посвящено прославлению России, превратившейся в начале CVIII в. в крупную морскую державу. Особенной выразительностью отличаются произведения Адама Сило, которые высоко ценил Петр I, так как этот художник умело изображал оснастку кораблей.
В детской комнате Летнего дворца экспонируется интересная голландская ширма конца CVII в Она состоит из четырех створок, каждая из которых записана маслом с обеих сторон. На лицевой стороне все четыре створки представляют единую живописную композицию. Это изображение батальной сцены на фоне широкого гористого пейзажа и старинного замка.
В начале CVIII в. обязательным становится украшение комнат живописными портретами. Заказчиками, как и в CVII в., остаются, в основном, представители дворянства и, прежде всего, император и члены царской семьи. Перед автором царского портрета обычно стояли требования идеализации. В течение своей жизни Петр I неоднократно позировал разным западноевропейским художникам.
В портретной галерее начала CVIII в. представлены почти все замечательные люди времени. Во второй приемной Летнего дворца экспонируются портреты А.Д. Меншикова, Ф.М. Апраксина, Б.П. Шереметева, П.А. Толстого, П.И. Ягужинского, П.И. Шафирова, Ф.Ю. Ромодановского. В живописном решении преобладают насыщенный цвет, контрасты света и тени, объемная моделировка формы. В детской комнате Летнего дворца хранятся портреты Петра I и Екатерины I.
Лучшие произведения русской живописи, в которых выражены новые тенденции, связаны с именами “петровских пенсионеров” И.Н. Никитина и А.А. Матвеева. Широко известны замечательные произведения, исполненные этими художниками. Детскую комнату Летнего дворца украшает интересный овальный портрет, на котором изображена царевна Елизавета Петровна в возрасте трех-четырех лет. Предполагается, что этот небольшой портрет принадлежит кисти И.Н. Никитина.