Декоративно-прикладное искусство
Убранство интерьеров формируется в значительной мере из произведений декоративно-прикладного искусства. Становление и смена художественных стилей в этом виде искусства всегда протекали одновременно с изменениями в других его видах.
Так, в убранстве хором CVII в., где преобладали старинные национальные традиции, мебель также была русской, изготовленной на основе художественного опыта народа: скамьи, лавки, вислые полки, поставцы, сундуки… Предметы мебельного убранства отделывались сукнами, кожами, украшались росписями, фигурной резьбой, инкрустацией. Разнообразные нарядные шкатулки, ларцы, коробки изготовлялись из кости или дерева, обивались жестью с подложенной слюдой или фольгой. Зеркала монтировались в резные позолоченные или серебряные литые рамы. Осветительные приборы в виде медных паникадил, настольных шандалов и настенников в конце CVII в. становятся важным декоративным элементом в интерьере.
Постепенно появляются привозные предметы декоративно-прикладного убранства, а также сделанные в России по иностранным образцам. Например, шкафы и поставцы становятся более сложной формы, ножки столов и стульев своими изогнутыми линиями напоминают мебель во французских дворцах. Мастера Оружейной палаты, издавна занимавшиеся на Руси изготовлением мебели, копируя западноевропейские образцы, одновременно создают различные варианты кресел, стульев, шкафов и т.д
Коренное изменение форм быта и архитектурного стиля в начале CVIII в. влечет за собой изменения и в убранстве интерьеров. Растет интерес к вещам западноевропейского производства. Мебель, ткани и другие художественно исполненные предметы быта привозят из Голландии, Германии, Франции, Англии, Китая. Часто в России дворцы украшались такими привозными предметами декоративно-прикладного убранства, как готовые изразцовые печи или богато убранные кровати. Но в документах CVIII в. встречаются упоминания о том, что для убранства дворцов мебели постоянно не хватало, хотя общий размах работ по изготовлению предметов прикладного искусства стал намного шире. Основные кадры резчиков по дереву переводятся из Оружейной палаты на Монетный двор и на судостроительную Адмиралтейскую верфь. Другие отправляются Петром I за границу.
В начале CVIII в. на прикладном искусстве и особенно на мебели сильно сказалось влияние западноевропейского стиля и манеры исполнения. Это явление было характерно и для предыдущего периода, но оно значительно усилилось, благодаря приезжим мастерам и обучавшимся за границей русским ученикам. Активное освоение форм европейской мебели в России привело к тому, что различие между ними фактически стало трудно установить. Национальное своеобразие проявлялось, главным образом, в деталях рисунка.
Предметы мебельного убранства исполнялись русскими и иностранными мастерами в стиле барокко. На русское искусство более всего оказывала влияние Голландия, в искусстве которой были сильно реалистические тенденции. В произведениях прикладного искусства для создания декора широко использовались орнамент и элементы изобразительного искусства.
В России петровского времени конструктивные части деталей мебели маскируются резными украшениями в подстольях, ножках кресел, стульев, бюро-кабинетов. Применяются также позолота, роспись, лепка, сюжетами которых служат купидоны, наяды, гении, орлы, раковины, пышные завитки аканта.
Резьба, бывшая всегда основным декоративным элементом мебели, исполняется высоким рельефом, часто переходящим в круглую скульптуру. Немецкая мебель украшается витыми колонками, которые теряют функциональное значение и становятся одним из декоративных элементов.
Хотя в начале CVIII в. копии подобной мебели изготовлялись в большом количестве, отличительной чертой русских образцов являлся такой материал, как дуб, береза, ольха, сосна.
В экспозиции музея в настоящее время собрана самая разнообразная мебель CVIII в.: голландская, немецкая, английская, русская.
С конца CVII в. на отделку английской и голландской мебели большое влияние оказывает искусство Востока, особенно Китая. Шкафы имели много выдвижных и потайных ящиков, а также высокие витые или точеные ножки изогнутой формы, часто оканчивающиеся внизу птичьей лапой, держащей шар. В Летнем дворце английские стулья красного дерева стоят в Зеленом кабинете. В собрании Летнего дворца Петра I мемориальные морской трон Екатерины и адмиралтейское кресло Петра I очень характерны для мебели, сделанной в России.