Историко-художественный очерк
На этом участке почти одновременно с закладкой сада строится деревянный летний дом. Первоначальный Зимний дворец возводится в первую очередь, так как он был более необходим в условиях северного климата. Только в 1710-1712 гг. вместо деревянного дома сооружается каменный Летний дворец, автором проекта которого стал архитектор Доменико Трезини. Но с течением времени имя архитектора петровского дворца в Летнем саду забылось и историки начала CC в. приписывали авторство другим мастерам, в частности Андреасу Шлютеру.
В настоящее время известно, что начавшиеся в 1710 г. работы по сооружению самого здания были закончены через два года, а отделка его продолжалась еще на протяжении нескольких лет. Своим внешним и внутренним обликом Летний дворец резко отличался от московских хором допетровского с их запутанной планировкой и изрезанной линией контура. Характерные особенности этого сооружения, такие, как четкость планировки, когда небольшие комнаты группируются вокруг вестибюля и парадной лестницы, простота архитектурных форм, подчеркнутая скромность декорировки фасадов были свойственны многим зданиям Петербурга первой четверти CVIII в Этот стиль получил название петровского барокко.
В Летнем дворце Петра I так же, как и во многих других сооружениях, скульптурным украшениям отводилась активная роль в пропаганде идей времени. Фасады украшают 29 намазных барельефов, расположенных между окнами первого и второго этажей. Исполненные на мифологические сюжеты многие из этих барельефов в аллегорической форме прославляют Русское государство, превращая дворец царя в своеобразный памятник победам России в Северной войне. Другие барельефы не имеют иносказательного смысла и представляют скорее декоративные композиции. Среди авторов, по эскизам которых могли быть выполнены барельефы, исследователи называли имена Ж.-Б. Леблона, А.Шлютера, Г.И. Маттарнови.
В Летнем дворце Петр I жил со своей семьей с мая по октябрь в течение 1712-1725 гг Первый этаж занимали комнаты Петра I, а второй-комнаты Екатерины I и детей. И хотя дворец не был парадным, его внутреннему оформлению уделялось огромное внимание.
Внутреннее убранство Летнего дворца отражало вкусы своего времени. Стены были украшены различными тканями, декоративной росписью, лепкой, резными деревянными панно и изразцовыми панелями. Потолки заполнили живописные плафоны, а полы были настланы паркетные, наборного дерева. Притом, декоративное оформление соответствовало назначению той или иной комнаты. Так, стены спален были затянуты бархатом, поварни облицованы изразцами, а танцевальную украсили китайские шелка. В начале CVIII в. дворцовые интерьеры невозможно представить без зеркал. В комнатах развешиваются царские портреты, картины западноевропейских мастеров.
Мебельное убранство дворца также соответствовало новому стилю. Значительная часть мебели вывозилась из стран Западной Европы, и постепенно царское жилище заполнялось массивными немецкими шкафами, английскими столами и стульями, уютными голландскими поставцами. Но многие предметы мебельного убранства изготовлялись русскими мастерами.
В Летнем дворце после смерти Петра I и Екатерины I, как предполагают, на протяжении целого столетия проживали придворные служащие. В царствование Александра I и Николая I одно из первых каменных зданий Петербурга сдается внаем на летний период крупным царским сановникам, таким, как князь Горчаков, князь Лобанов-Ростовский, министр финансов Канкрин.
С середины CIC в. современники начинают осознавать историческое и архитектурное значение памятника. Летний дворец закрывается, и только изредка его демонстрируют высокопоставленным гостям Петербурга.
После Великой Октябрьской социалистической революции, в 1920-х гг., здание используется как выставочное помещение отдела быта Государственного Русского музея.
С 1934 г. Летний дворец Петра I стал историко-бытовым мемориальным музеем. Началась кропотливая работа по подбору коллекции нового музея, которая продолжается уже более шестидесяти лет. В настоящее время не во всех комнатах можно увидеть вещи, принадлежащие Петру I, в целом убранство интерьеров здания соответствует стилю начала CVIII в.
Летний сад в первой половине CVIII в. оставался местом проведения иллюминаций и торжеств, принимавших все более пышный характер. Поэтому царская резиденция продолжает развиваться и, наконец, в 30-40-х гг. CVIII в. достигает блестящего расцвета. Этот период в истории самого старого сада города связан с деятельностью выдающегося архитектора В.В. Растрелли. Работа в Летнем саду стала первой пробой сил мастера. По его проекту возводится деревянный летний дворец Анны Иоанновны, куда императрица переезжает в 1732 г Здание располагалось вдоль Невы на месте “Залы для славных торжествований”, по этому случаю разобранной. Сохранились описания, планы сооружения и проект, исполненный Растрелли. В 1730-х. гг. Окончательно оформилась композиция Летнего сада в районе партера и Лебяжьего канала. Главный вход в сад устраивается со стороны Большого луга, для чего через Лебяжий канал перекидывается подъемный мост. Сразу за мостом открывался вид на амфитеатр с каскадом, построенные Растрелли.