Устройство кровли из асбестоцементных волнистых листов
Многолетняя практика эксплуатации крыш, покрытых асбестоцементными волнистыми листами усиленного профиля, выработала известный порядок крепления их к прогонам специальными приборами, устанавливаемыми на гребнях волн (по их осям). Прибор состоит из стального крюка К1, гидроизоловой уплотнительной шайбы Ml, рядовой стальной шайбы Ш1, изогнутой по профилю гребня волны, и гайки М8.
К железобетонным прогонам листы ВУ-175-К крепят в карнизном и фронтонных рядах двумя крючьями внизу (по одному на второй и пятой волнах), а все рядовые листы и коньковые, кроме первого и последнего, — одним крюком внизу на второй волне. Отверстия в листах карнизного ряда сверлят так, чтобы нижние концы крючьев заходили: один в нижний желобок прогона, другой в верхний. Во фронтонных, рядовых и коньковом рядах концы крючьев должны заходить только в верхние желобки прогонов.
Асбестоцементные листы ВУ-1 и ВУ-2 крепят к прогонам так же, как и в предыдущем случае, и, кроме того, дополнительно одним крюком в средней их части. Концы дополнительных крючьев должны заходить в верхние желобки прогонов.
Крепежный крюк вводят в отверстие с обратной стороны листа, и на его нарезанный конец последовательно насаживают мягкую гидроизоловую прокладку Ml и рядовую шайбу 1Ш. На конец крюка навинчивают гайку так, чтобы она оказалась ниже пропилов для держалки.
Крепежным прибором крепят только один волнистый лист.
При установке прибора во время монтажа надо следить за тем, чтобы не было слишком свободного крепления листов или чрезмерного их сжатия. Перед установкой прибора прилегающую к листу поверхность прокладки промазывают жидкой мастикой Михайлевского.
Упругая прокладка служит для уплотнения отверстия, обеспечения равномерной передачи давления на гребень волны и создания достаточной эластичности крепежного прибора. При этом установленная на место рядовая шайба должна плотно облегать гребень волны.
После того как лист уложат на соответствующий прогон, монтажник берет держалку и в ее зев вводит верхний конец крюка, который своими пропилами окажется зажатым в держалке. Указательная лыска на крюке должна быть спереди. Это положение показывает, что загнутый внизу конец крюка установлен вдоль держалки. Монтажник, зная правильное положение крюка под листом, поворачивает держалку вдоль гребня и наклонным движением вводит конец крюка в желобок прогона. Затем, подняв крюк кверху, затягивает гайку сначала вручную, потом ключом. Не рекомендуется сильно затягивать гайку — лучше не довернуть ее на половину оборота, чем перетянуть.
Закрепление листов от сдвижки вдоль прогонов производится путем установки на каждом участке между компенсационными швами анкерных скоб, совмещаемых с крепежными крюками. Анкерные скобы ставят раздельно от крючьев, поэтому они не препятствуют вертикальному перемещению листов в случае их коробления. При размещении тяжелого оборудования в помещении анкерные скобы устанавливают на всех крючьях по средней линии между компенсационными швами; при размещении только легкого оборудования — устанавливают через крюк.
Анкерные скобы располагают в соответствии с проектом по линиям, предварительно намечаемым на карнизе. Скобы закрепляют на прогоне после установки нижеуложенного ряда (под соответствующей волной). Винты скоб завинчивает монтажник, который находится в это время сверху уложенного ряда. При укладке вышеукладываемого листа установленный на нем крюк вводят в щель между анкерными скобами.
Анкерные скобы устанавливают с промежутком 10— 12 мм. Нижний загнутый конец анкерной скобы с винтом вводят в желобок прогона. Монтажник левой рукой удерживает скобу, правой — завинчивает винт. После того как конец винта дойдет до полки прогона, доворачивает винт отверткой на 1—1,5 витка, а затем приступает к креплению второй скобы.
Для защиты от коррозии гайку и резьбу на верхнем конце крюка К1 рекомендуется покрывать снаружи цинковыми белилами, затертыми на натуральной олифе.
Асбестоцементные волнистые листы усиленного профиля из-за значительного веса укладывать в покрытие вручную очень тяжело. Поэтому при подъеме листов на крышу и при укладке на скатах рекомендуется пользоваться тем же монтажным краном, который установлен на строительной площадке. Если по организационно-техническим соображениям окажется невозможным использовать такой кран, надо смонтировать легкий передвижной кран.
Выбор типа подъемного крана определяется проектом производства работ и зависит от веса предназначенных к подъему деталей, высоты здания, его формы в плане, расположения кровельных материалов на строительной площадке, сроков выполнения работ и т. д.
Наиболее часто используют полноповоротный кран. Место установки его на скате выбирают с таким расчетом, чтобы краном можно было пользоваться как для подъема кровельных материалов на крышу, так и для укладки их в покрытие.
Для перемещения крана в поперечном направлении служат металлические сборно-разборные инвентарные секции с рельсовым путем. Для бесперебойной доставки материалов к рабочим местам длина инвентарного пути должна быть 15—20 м. Его прокладывают от места задела на захватке до приемной площадки. Приемную площадку допускается оборудовать из дощатых щитов на недействующем конце рельсового пути. Для быстрой сборки и разборки рельсовый путь рекомендуется монтировать из готовых металлических секций длиной, равной шагу стропил; при этом вес секции не должен превышать 500 кг.