Архитектура Руси 15-16 веков
В конце 15, начале 16 века начинает распространяться новый тип храма, в котором отразились демократические потребности посадских жителей. Величайшим завоеванием архитектурной мысли 16 века, одним из высших достижений всего древнерусского зодчества являются шатровые храмы – столпообразные сооружения с невиданной дотоле конструкцией верха, как в деревянном зодчестве.
Церковь Вознесения в Коломенском (1530 – 1532)
Построена Василием Третьим в честь рождения долгожданного наследника – будущего Ивана Грозного. Поразительно удачно выбрано место – высокий берег Москвы-реки. В основе объема – высокий квадратный четверик, со всех сторон выступают притворы, придавая храму затейливую и оригинальную форму. Углы обработаны мощными пилястрами с ордерными капителями. На них опирается тройной ярус килевидных декоративных кокошников. Они переводят усложненный четверик основного столпа в восьмигранник. Апсиды отсутствуют. Интересно передается ощущение постепенного облегчения от яруса к ярусу. Нижний ярус имеет пилястры рельефные, задерживающие взгляд, чем выше, тем более плоскими становятся «врезы» и, наконец, перед нами представ архитектуре церкви Вознесения в Коломенском с наибольшей силой отразилось национальное начало русского зодчества, то представление о прекрасном, которое было свойственно современникам этого шедевра. Храм Василия Блаженного (1554 – 1561)
Великое творение русских зодчих – Храм Покрова на Рву, известен более под именем храма Василия Блаженного, легендарного юродивого времен Ивана Грозного, похороненного, по преданию, в одном из приделов храма. Строители храма – Барма и Постник Яковлев, может быть, это имя одного человека – Ивана Яковлевича Бармы. Построен в память взятия в 1552 году Казани. Центром архитектурного ансамбля храма стала увенчанная высоким шатром церковь Покрова Богородицы (именно в день этого праздника готовился решительный штурм Казани). Церковь чуть сдвинута от центра, что создает ощущение динамизма, как бы движения вокруг невидимой оси, что можно сравнить со сдвигом от центра центрального ангела на иконе Андрея Рублева «Троица». Восемь столпообразных храмов разной величины окружили центральный, образовав крестовую композицию. Различная высота столпов сообщила всему облику храма черты динамизма и нарядности. В основе композиции храма – восьмерик. Огромное внимание зодчие уделили декоративному убранству храма, раскрашенному первоначально в два цвета: красного кирпича и белого камня, из которых оно построено. Ярусы полукруглых и килевидных кокошников сменяются фронтончиками и стрелами, как бы помогающими движению вверх центрального шатра. Великое творение русских зодчих неповторимо и индивидуально. Нет двух точек, с которых здание смотрелось бы одинаково. Все время меняется его лик, ритм его ярусных башен. Время многое изменило в первоначальном облике собора. В конце 16 века появились очень нарядные луковичные главы. В 70-ых годах 17 века весь храм покрыла яркая, праздничная, многоцветная раскраска. Поставленный не в Кремле а на посаде Храм Василия Блаженного стал одним из самых любимых произведений русского зодчества, его фантастический силуэт, поднимающийся как раз на срезе Красной площади на фоне неба, вторит ритму башен и глав Кремля и является неотъемлемой частью нашей столицы и памятником гению русского народа.