Интерьер Франции, стиль барокко
Форма предметов приобретает волнистый силуэт.
Этот эффект достигается благодаря профилированным цоколям, карнизам и фронтонам.
Опоры вытачиваются в виде валют, в качестве украшений используется придуманный живописцами ормушль (см. рис. 3 ).
Мебели во дворце было немного, но она отличалась изысканностью и великолепием.
Табуреты, кресла, стулья, столы стояли строго возле стен. В 17 веке во Франции проводится резкая грань между дворцовой мебелью, необыкновенно богатой, и мебелью обывателей.
2. Мебель для сидения – стулья, кресла, диваны – утратили прямые формы, в частности, изменились ножки ( см. рис. 4 ) . Они стали изогнутыми, что придало мебели лёгкость. Саму мебель обивали дорогими тканями, декорировали позолотой и бахромой. В эпоху барокко появляются первые мебельные комплекты и входят в обиход шезлонги, кресла с сильно отогнутой спинкой и удлинённым сиденьем для вытянутых ног. Их обивка была яркой, из богатой декоративной ткани. Верхний край спинки дивана делали волнистыми. Кресла, стулья и диваны в эту эпоху обычно имеют очень высокие спинки, заканчивающиеся полукруглым верхом выше головы сидящего. Они всегда обиты тканями и украшены бахромой по нижней кайме сиденья и у локотников. Ткань прикреплена рядом гвоздей с большими полукруглыми шляпками. Ножки или пирамидальной формы, обращенные вершиной вниз, украшенные профилировкой, или же в виде изогнутых наподобие буквы S завитков, концы которых украшены акантовыми листьями ( см. рис. 5 ). Диваны той эпохи представляют собою как бы соединения из трёх поставленных рядом кресел. Верхняя часть спинки дивана имеет волнистую линию, повторяющую верхушки соединенных кресел.
3. Столы эпохи барокко покрывали массивной столешницей из цветного мрамора или мозаики.
Форма их могла быть любой, но самыми модными считались круглые и прямоугольные столы.
Особенно замечательны ножки барочных столов – богато инкрустированные, в виде женских фигур или с головами львов и баранов, поддерживающих столешницу ( см. рис. 6 ).
Края столов украшались богатой резьбой и инкрустацией. А также в интерьерах появились столы – бюро, туалетные и ночные столики, небольшие столики для подсвечников и декоративных безделушек, столы – консоли, которые ставили под зеркалами, у стен ( см. рис.7 ). Их конструкция предусматривала с одной стороны крепление к стене, с другой – опоры в виде ножек. Главное украшение таких столов состояло в резном подстолье, сплошь покрыто золочёной фигурной резьбой.
4.Кровати в эпоху барокко была одним из наиболее пышно убирающихся предметов интерьера. Гостей часто принимали лёжа в постели, поэтому постепенно кровать приобрела форму шатра с обилием занавесей, драпировок и украшений (см. рис. 8 ).
5. При оформлении помещений в стиле барокко
очень популярна была обшивка стен деревянными панелями, причём как естественной фактуры, так и окрашенных в различные цвета : светло – зелёный, голубой, белый. Стены украшались гобеленами или же рисунками, имитирующими роскошные дорогие материалы, такие как мрамор, черепашьи панцирь, лазурит.
6. Совершенные по своим пропорциям комнаты зданий в стиле барокко освещались с помощью больших окон, имевших ставни ( жалюзи ) либо занавеси, которые выполнялись из шёлка и парчи, так и из простых хлопчатобумажных тканей. Особенно популярны были английские ситцевые ткани с рисунками в виде экзотических цветов, фруктов, диковинных растительных мотивов. Эти мотивы были позаимствованы со странных индийских и китайских расписанных в ручную обоев. В середине 18 века во Франции начали производить полотняную ткань с набивным одноцветным рисунком, изображавшим различные пасторальные сценки, на белом или кремовом фоне. В соответствии с модой того времени обои, занавеси и обивка мебели подбиралась в тон друг другу.
7. Освещение в стиле барокко было нежное и приглушённое. Основным источником света служили большие окна, большие зеркала, отражающие свет и оптически увеличивающие помещение, свечи в серебряных и деревянных подсвечниках, ( см. рис. 9 ), жирандоли и хрустальные люстры ( огромных размеров ).
8. В основном во Франции применялись паркетные полы нежели в других странах. В середине 18 века в моду вошли ковры из узких полос, сшитых вместе и окаймленных бордюром.