Дворцово-парковый ансамбль Гатчины
Панорама Английского сада открывается от монументальных Адмиралтейских ворот
, название которых определено близостью к гатчинскому Адмиралтейству. Ворота расположены на границе парка и обращены на проспект императора Павла I (в прошлом Большой Пороховской, Большая перспективная дорога), являющийся частью Киевского шоссе. Поэтому аллея, идущая от них прямо к озеру, называется Городской дорогой. Таким образом, самые крупные и представительные ворота Дворцового парка служили главным входом со стороны дороги, связывавшей резиденцию с Петербургом, и одновременно были обращены к придворному городку.
По суровости облика, "циклопическому" масштабу, лаконизму монументальных архитектурных форм и материалу ворота являются образным камертоном всего ансамбля.
Адмиралтейские ворота сооружены по проекту В. Бренны в 1794-1796 годах. Это мощное строение, собранное из тесаных блоков пудостского камня, высотой 13 метров, шириной-10. В массиве ворот прорезана арка высотой 8,5 метра с упругим полуциркульным завершением. Архивольт арки подчеркнут полукружием из вертикально выложенных камней и крупным замковым камнем. По сторонам верхнего края пояса архивольта помещены два гладких выступающих треугольных панно со срезанными углами.
Арка ворот фланкируется почти восьмиметровыми гладкоствольными колоннами с пышными коринфскими капителями, также вырубленными из пудостского камня. Колонны покоятся на стилобате с крупным цоколем и несут классический антаблемент. Ворота венчаются треугольным фронтоном, посреди которого в дубовом венке помещался вензель "П" венценосного владельца.
Профилированные части импоста, фриза и карниза выходят на торцовые стороны арки, ритмично членя по горизонтали их вертикальные плоскости, усиливая светотеневую игру. Над торцами арки находятся прямоугольные постаменты, предназначавшиеся для скульптурных композиций из воинских доспехов. В пролет арки, имеющей ширину 4,5 метра, вписана скромная кованая решетка двустворчатых ворот. Верхний ее край имеет мягкую вогнутость, образуя вместе с полукружием арки воздушный овал.
В композицию правой половины Английского сада вкомпонованы пейзажные лабиринты - Лесной и Водный, которые воспринимаются как две части единого целого, охватывающего площадь более чем четыре гектара. Их прихотливо ветвящаяся система аллей и водных протоков создает живой контраст, обогащая восприятие пейзажа сменой впечатлений - от строгой плоскостности и геометричной линейности Ботанических садов к мягкой живописности и рельефности Лесного лабиринта.
Лесной лабиринт
- участок между Ботаническими садами и Водным лабиринтом - покрыт густой сетью аллей. Они расходятся из одной точки, называемой "пятью углами". Это возвышенная площадка, почти вплотную примыкающая к Верхнему Ботаническому саду. Отсюда открывается вид на Водный лабиринт.
На условной границе Лесного лабиринта, ближе к Березовому домику, находится вытянутый прямоугольный пруд. Его водное зеркало окаймлено крутыми зелеными откосами. По своим очертаниям и характеру это типичный элемент регулярного парка. Лесной лабиринт читается в компоновке парка как густой естественный массив, о начальном периоде которого напоминают отдельные экземпляры лип, дубов, несколько елей и вязов, посаженных на этих местах более ста пятидесяти лет тому назад.
В этой части Лесного лабиринта, на окраинной возвышенности, находится небольшой холм, величаво именуемый "Гора Хаос". Это название восходит к неосуществленному замыслу романтического плана, запечатленному в так называемом "Кушелевском альбоме" - своде различных чертежей, проектов и рисунков, относящихся к гатчинскому ансамблю конца XVIII века, составленному чиновником гатчинского дворцового правления Кушелевым. Исполненный акварелью рисунок изображает живописно нагроможденные каменные глыбы, нарочито грубо обработанные. Художественный беспорядок как бы низверженных из недр земли вулканических глыб должен был вызывать ассоциацию с первозданным хаосом. По неизвестным причинам ограничились насыпкой зеленого холма с видовой площадкой, к которой вела серпантинная дорога. Но и от него сохранились лишь слабый рельефный намек и горделивое название.
Водный лабиринт
- одна из редких парковых затей, сохранившихся до наших дней с XVIII века. В глубоко вдающемся в сушу заливе Белого озера устроено четыре искусственных островка. Их конфигурация подчинена сложному очертанию береговой линии залива. Разделенные между собой протоками шириной от 7 до 12 метров, островки кажутся с высокого берега живописными зелеными панно, оправленными мерцающим серебром воды.