Реймсский собор
Одним из самых совершенных творений зрелой французской готики является собор Нотр-Дам в Реймсе (1211 - 1330 гг.), где короновались французские короли, свидетельство силы и богатства города Реймса и его жителей, активно участвовавших в строительстве своего городского собора.
Реймсский собор является классическим образцом архитектуры высокой готики в период ее наивысшего расцвета. Удлиненное алтарное пространство окружает галерея деамбулатория с пятью радиально расходящимися капеллами (венцом капелл). Трансепт короткий, но имеет собственные боковые нефы; в продольной части храма главный неф, насчитывающий 10 травей (пролетов крестового свода), фланкирован боковыми, по одному с каждой стороны. Вопреки установившейся традиции, первоначальный план не нарушен добавлением капелл, предназначавшихся для гильдий или особых обрядов. Замысел Реймсского собора основывается на том, что уже было достигнуто в архитектуре Шартрского собора, но он больше (длина 138 м), торжественнее и строже, перекрыт более массивными сводами, достигающими полуметровой толщины. В планировке представлена типичная для готики система, при которой квадратной в плане травее бокового нефа соответствует прямоугольная травея главного нефа, обе – с четырехчастными крестовыми сводами. Высокий свод, достигающий в вершине 38 м, несет эффектно сгруппированные ряды аркбутанов, которые впервые применены в столь монументальных формах. После 1919 деревянная стропильная кровля, горевшая в 1481 и в 1914, была заменена железобетонной каркасной конструкцией. Другие повреждения были успешно отреставрированы, за исключением витражей. Лишь верхние части прославленных средневековых окон главного нефа уцелели в пожаре 1914, и их цветные стекла были соединены заново в меньшем по числу, но зато полностью восстановленном ряду окон. По первоначальному замыслу собор должны были украшать шесть башен со шпилями. Шпили так и не были построены, но удалось завершить две башни западного фасада.
Он удивительно контрастирует с фасадом Нотр-Дам в Париже, хотя он и был задуман всего около тридцати лет спустя. Многие архитектурные детали использованы и там и тут, но в более позднем варианте они были видоизменены и сочетаются совсем по-иному. Порталы не утоплены вглубь, а напротив, выступают вперед, наподобие островерхих крылец, место тимпанов над входом заняли окна.
Ряд изображающих королей статуй ("королевская галерея"), который в парижском Нотр-Дам делит по горизонтали первый и второй этажи, поднят в Реймсе столь высоко, что сливается с аркадой третьего этажа. Все архитектурные элементы, за исключением окон-розеток, стали выше и уже.
Множество остроконечных пинаклей еще сильнее подчеркивают неизменную устремленность ввысь. Скульптура распространилась и на многие другие, нетрадиционные прежде участки, такие как выступы и карнизы, не только на главном фасаде, но и на боковых, так что собор со стороны становится похож на голубятню, где "живут" статуи (их около 1000). Из витражей XIII века, заполнявших прежде все окна собора, сохранились лишь немногие.