Шартрский собор
Шартрский собор, самый значительный из французских храмов Богоматери, начали строить в новом монументальном суасонском стиле после пожара в 1194 году на месте старого здания. Правда, огонь пощадил крипту и западный фасад, которые можно было сохранить, но они не пользовались особым почетом и не считались общезначимыми “святынями”. К концу 12 века все чаще предпочитали строить совершенно новое здание и уже не старались сохранить как можно больше элементов прежнего. Эта тенденция становится очевидной при анализе преданий и легенд, возникавших в связи с разрушительным пожаром в Шартре и с реконструкцией, которую тот за собой повлек. Поначалу пожар воспринимали как катастрофу, ибо думали, что вместе с храмом погибли и священные реликвии Богоматери. Но когда реликвии обнаружили в целости и сохранности, отношение к пожару резко изменилось: его истолковали как знамение, посредством которого Дева Мария выразила пожелание, чтобы ей возвели новый храм, прекраснее прежнего.
Являясь одним из самых больших храмов во Франции, Нотр Дам Де Шартр – гораздо крупнее собора Богоматери в Париже ! – вот уже 8 столетий поражает своей грандиозностью, единством стиля и гармонией. Собор, возведенный в рекордно короткий срок – всего за 25 лет, создан из уникального камня, который твердеет со временем, собор и прилегающие к нему кварталы старого города, сохранились практически в первозданном виде. Витражи шартрского собора, созданные в XII - XIII веке, стали образцом для подражания средневековой Европы. Мастера Шартра вдохновляли и принимали участие в строительстве и оформлении готических соборов в Реймсе, Суасоне, Лаоне, Руане, Амъене, Каркасоне, Праге и т.д.
В развитии готики Шартрский собор отмечает важную ступень. Особенность его плана заключается в значительном увеличении пространства хора, вызванном необходимостью разместить в хоре собора большое количество певчих и в перемещении из-за этого алтаря в глубину апсиды. Трансепт, отодвинутый к западу, был расчленен на три нефа и стал просторнее. Боковые нефы хора сделались шире. Все нефы утратили коридорообразный вид, значительно улучшилась обозреваемость происходящих в храме церемоний. Иными стали опоры, получившие форму цилиндрического столба с четырьмя приставными колонками. Все своды и арки получили стрельчатую форму.
Внешний вид собора, особенно его западный фасад, во многом еще сохранил романские черты и находится в контрасте с его готическим интерьером. Узкая средняя часть с тремя порталами как бы зажата между двумя
самостоятельными башнями. Как в средней части, так и в башнях доминирует стена, плоскости которой оставлены гладкими. По-романски узки оконные проемы башен. Перспективные порталы близко придвинуты друг к другу. Их тимпаны украшены барельефами, а нижняя часть романскими статуями, оставшимися от прежнего храма.
Сохранив прежний декор западного фасада, новые строители собора перенесли основную массу своих изображений на фасады трансепта. Каждый из фасадов имеет по три портала, обильно украшенных скульптурой.
Помимо скульптуры огромную роль в декорировке, этого, как идругих готических соборов играли витражи.
Окна с витражами пропускают гораздо больше света, чем кажется. Суть в том, что они выполняют роль множества цветных рассеивающих фильтров, изменяющих характеристики обычного дневного света, придавая ему поэтичность, наделяя символическим значением "неземного света". Это впечатление создает в человеке глубокое религиозно-мистическое чувство, лежащее в основе духовности эпохи готики.
Шартрский собор Нотр-Дам имел 146 витражей, из которых кроме отдельных больших фигур было изображено 1359 различных сюжетов.
Над фасадом собора возвышаются две башни, отличающиеся и высотой, и внешним видом. Более ранняя (1134-1150 гг.) северная башня имеет романское основание, а венчающий башню ажурный шатер, украшенный прихотливым каменным кружевом, был завершен только в начале 16 века. Южная башня - "старая колокольня" (1145-1165 гг.) - ближе к основным идеалам готики и выдержана в едином стиле с основным зданием собора.
Строительство храма велось до 1225 года (не считая капелл, пристройка которых была осуществлена в начале 16 века).
Шартрский собор сложен из очень прочного песчаника, который добывался в каменоломнях Бершера, в 8 км от Шартра. Некоторые каменные блоки в стенах собора достигают 2-3 метров в длину и метра в высоту.
Шартрский собор представляет собой трехнефный храм с трехнефным трансептом и пятинефным хором. Каждый фасад трансепта имеет по три портала, богато украшенных ранней готической скульптурой.
В интерьере храма в центральном портале южного фасада можно увидеть рельеф "Страшный суд" (около 1210-20 гг.), отличающийся благородством форм и глубокой одухотворенностью образов. Он считается одним из лучших рельефов периода расцвета готики. В центре собора пол выполнен в виде вписанного в круг "лабиринта" – фигурной кладки из разноцветных камней, которая сохранилась только частично. Датируется лабиринт примерно 1200 годом. Круг в диаметре почти 13 м., а протяженность лабиринта составляет 261,5 м. Паломники должны были проходить этот путь на коленях - в церковных записях он называется "путь в Иерусалим" и символизирует путь человеческих душ к Небесному Иерусалиму, с которым, как считается, Шартрский собор имеет незримую связь.