Ланский собор
К соборам ранней готики относятся Собор в Лане и широко известный собор Парижской Богоматери.
Единство и цельность, близкие к идеалу, появляются только в соборе города Лан. Ланский собор - своеобразное и оригинальное явление ранней готики, и хотя его влияние было очень значительным, невозможно назвать близких ему по существу памятников. Строительство собора в Лане началось в 1160 году, и важнейшие части здания были завершены вскоре после 1200 года. Этот собор первоначально представлял собой базилику с галереей, деамбулаторием и длинным трансептом. Западный фасад и фасады трансептов предполагалось украсить двойными башнями, однако исполнить это намерение удалось лишь в отношении главного, западного фасада; центром фасада, как и в соборе Парижской богоматери, является роза. Справа и слева от нее по одному окну. Они глубоко вдвинуты в толщину стен, и поэтому надежно защищены от непогоды полукруглыми навесами. Ниже,под карнизом пробиты маленькие полуциркульные окна; перед ними выступают вперёд три портала с полукруглыми завершениями, увенчанными остроконечными крышами. Высоко поднятое обрамление розы заставило поднять центральную часть галереи, украшенной аркатурой на стройных колоннах. Две башни имеют два этажа и очень сложны по своей конструкции. В нижнем этаже два спаренных окна фланкированы мелкими четырех угольными беседками; во втором этаже одно центральное окно обрамлено по краям двухъярусными различной формы павильонами.
Декор интерьера достаточно богат, но не чрезмерно пышен. Не превращаясь в хаотичное нагромождение украшений, он обеспечивает четкую и ритмичную организацию архитектурного пространства, идеально вписываясь в общую структуру здания.
В отличии от церквей Сен-Дени в Париже и Сен-Реми в Реймсе собор в Лане обретает величественное достоинство не с помощью контрастного противопоставления различных частей здания, а благодаря тому, что представляет собой единое согласованное целое - как в своей конструкции, так и в декоре. Создатели собора остались верны этому принципу и после 1200 года, когда старый, короткий хор, построенный около 40 лет назад, был снесен и на его месте начали возводить новый, гораздо более длинный и просторный он насчитывает десять аркад, в то время как в нефе их одиннадцать. Стиль нового хора в точности соответствует стилю более ранних частей здания. О причинах, по которым было решено снести старый хор и построить новый, мы можем только догадываться. Не исключено, что реконструкция была предпринята по сугубо эстетическим соображениям: ведь в результате хор по длине приблизительно сравнялся с центральным нефом, и эти две части здания стали располагаться симметрично относительно средокрестия. Вдобавок над тремя стрельчатыми окнами нового хора появилось большое окно-роза - точная копия находящегося строго напротив окна-розы на западном фасаде. А поскольку на обоих фасадах трансепта окна-розы красовались еще до начала реконструкции, это означало, что теперь на все четыре стороны от средокрестия расположилось по огромному круглому световому отверстию. Иными словами, изменения, произошедшие с хором, способствовали созданию гораздо более цельного и единообразного интерьера здания.
Западный фасад собора в Лане, возведенный в последние годы XII века, - весьма значительное достижение готической архитектуры. Здесь структура двубашенного фасада старого типа была последовательно подкреплена в интерьере здания, благодаря чему фасад впервые естественно вписался в общую композицию здания, а не остался стоять перед ним независимым архитектурным блоком. При этом фасад демонстрирует присущее зодчему великолепное чувство ритма и пространственной формы: порталы резко выдаются вперед, напоминая триумфальные арки. Более того, башни служат логическим продолжением нижней части фасада, а не просто надстроены над ним, как в Сен-Дени. Архитектор, проектировавший западный фасад собора, добился этого эффекта тем, что чрезвычайно искусно замаскировал передние контрфорсы: с первого взгляда трудно даже заметить, что они начинаются от порталов и поднимаются к башням между окнами. Таким образом собор производит совершенно иное впечатление, нежели собор в Санлисе, где контрфорсы, поднимающиеся от основания здания к башням, доминируют в структуре фасада. Современники так высоко ценили западный фасад собора в Лане, что возникло множество его имитаций. Уже в начале 20-х годов XIII века средневековый художник и зодчий Виллар д'Оннекур включил его изображение в свой знаменитый альбом, заявив, что не видел башен прекраснее, чем на этом фасаде.