Лиможская эмаль
В основу искусства т. н. старой школы Л. э. (реликварии, многочастные складни, триптихи, пластинки-образа 2-й половины 15 — 1-й половины 16 вв.; виднейший мастер — Нардон Пенико) легли местный опыт работы в техниках эмали — непрозрачной выемчатой (церковные медные предметы 12—14 вв.) и кроющей прозрачной (на гравированных изделиях 14—15 вв. из драгоценных металлов), а также художественные принципы позднеготического витража (графичный контур фигур, дополненный росписью). Вначале мастера Л. э. вдохновлялись образами фламандской живописи, а с начала 16 в. — итальянской, что определило эволюцию старой школы от готизирующих тенденций к ренессансным. Но общей для произведений этой школы чертой остаётся празднично яркое сияние росписи, усиленное введением в неё линий и пятен золота и т. н. кабошонов (рельефные капли эмали на подкладке из золотой или серебряной фольги).
Около 1530 формируется т. н. новая школа лиможской эмали. От старой её отличает светский характер изделий (шкатулки, сосуды для украшения стола и открытых буфетов, декоративные доски для фасадов, пластинки-портреты) и росписи. В эту эпоху господствует гризайль (порожденная обращением к итальянской и французской гравюре), тонкую графичность и монохромность которой оттеняет нередко цветной фон, большей частью тёплого землистого тона.