Италия
Своеобразна готика в Италии, где в 13—14 вв. готические элементы включались в храмы, сохранявшие общий романский тип (собор в Орвието, 1290—1569); даже храмам с готическими сводами (Санта-Мария Новелла во Флоренции, около 1278 — около 1360) присущи статичность масс, ясная обозримость обширного пространства. В богатых итальянских городах велось интенсивное строительство гражданских зданий — ратуш (Палаццо Публико в Сиене, 1297—1310) и дворцов (Дворец дожей, в основном 14—16 вв., и Ка д'Оро, 1422—40, в Венеции), где были оригинально переработаны черты готического стиля. Особенно богата памятниками светской архитектуры Италия. Своеобразный облик центральной площади Святого Марка в Венеции во многом определяет архитектура обширного по размерам дворца Дожей (правителей республики; 14—15 вв.), поражающего великолепием. Это яркий образец венецианской готики, воспринявшей не конструктивные принципы, а декоративность этого стиля. Фасад его необычен по композиции: нижний ярус дворца опоясывает беломраморная колоннада с переплетающимися стрельчатыми арками. Огромное монументальное здание точно вдавливает приземистые колонны в землю. Сплошная открытая лоджия с килевидными арками, с тонкими, часто расположенными колоннами образует второй этаж, отличающийся изяществом и легкостью. Над мраморным кружевом резьбы возвышается мерцающая и вибрирующая на солнце розовая стена третьего этажа с редко расположенными окнами. Вся плоскость этой части стены покрыта геометрическим белым орнаментом. Розово-жемчужный издали, дворец вблизи восхищает звучностью декоративного решения, облегчающего формы. Архитектура Венеции сочетает строгую пышность Византии с восточной и готической декоративностью, со светской жизнерадостностью.