Величайший из архитектурных памятников Византии – Софийский Собор
Общую живописность боковых нефов усиливают мраморная облицовка, поднимающаяся до основания сводов и ограждённая сверху мраморным прорезным карнизом, а также золото мозаик, покрывающих своды. Благодаря сильной расчленённости пространства и многочисленным поперечным стенкам, различные части помещений освещены по-разному. Степень же освещённости глубоко продумана и точно взвешена мастерами.
По отношению к подобным композициям один исследователь удачно применил термин ²световой орган²: он уподобил музыке гармоническую композицию оттенков света и тени в архитектуре. С этим сочетаются эффекты цвета. Мраморные плиты облицовки стен и мрамор колонн тонко подобраны. Господствуют бледно-розовые и дополняющие их бледно-зелёные оттенки. В целом образуется единый нежный тон. Светотень прорезных карнизов и лёгкие орнаментальные цветные обрамления золотых мозаичных поверхностей дополняют общий эффект, глубоко продуманный и необыкновенно гармоничный.
Благодаря сравнительно небольшой высоте боковых нефов их размеры хорошо связаны с высотой человека. Колоннам, несущим своды, присуще до известной степени ордерное начало, унаследованное от античности. Они выступают вперёд и играют роль связующего элемента между фигурой человека и пространством интерьера. Опираясь на колонны, глаз читает архитектурную композицию в целом.
На иных композиционных принципах основана структура центрального нефа. Интерьер главной части Софии имеет гигантские размеры и отчётливо очерченную пространственную форму. Пространство главного помещения Софии чётко ограничено строгим линейным костяком и прямыми и вогнутыми поверхностями. Основная структура просто и ясно обозначена вертикальными линиями, переходящими в линии арок и окружность купольного кольца. Павел Силенциарий, современник Юстиниана I, образно говорит, что купол Софии выглядит парящим в воздухе, как будто он подвешен на цепи к небу.
Вывод:
ранневизантийская архитектура дала начало образованию сперва самостоятельной разновидности византийского зодчества, а потом – к созданию, на античной основе и византийской основе, своей собственной архитектуры. Величайшей заслугой ранневизантийской архитектуры явилось то, что она дала мощный толчок ее развитию в дальнейшем.