Введение
В соответствии с этим храм состоял из алтаря — места совершения богослужения, доступного лишь для духовенства, обширной основной части и примыкавшего к ней с запада притвора, где в раннюю эпоху находились кающиеся и не принявшие ещё крещения ²оглашенные². Основное помещение разделялось необходимыми при его больших размерах столбами на отдельные нефы — ²корабли², что в свою очередь, помогало разделять молящихся по разным категориям. Той же цели служили и хоры, нередко делившие на два яруса западную и боковые части главного помещения храма.
Новые идейно-художественные задачи возникли в средние века при строительстве храмов. Это было обусловлено совершенно иным, чем прежде, представлением о боге: на смену антропоморфизированным божествам античного мира явился христианский Бог ¾ невидимый и непостижимый человеческими чувствами. Иными стали представления о мире: несовершенному, преходящему материальному миру, окружающему человека, противопоставлялся иной мир, совершенный и вечный, обитателем которого может стать после своей смерти человек, сумевший в земной жизни преодолеть свою греховную чувственную природу.
Христианские храмы всем своим обликом должны были напоминать об ином мире, где незримо присутствует Господь и где материальное начало подчинено духовному. Всё это явилось причиной сильного отличия средневековых христианских храмов от античных языческих. Различие между ними усиливалось и характером изображений, украшавших те и другие храмы. Противопоставление духовного начала материальному наложило свой отпечаток на средневековые живопись и скульптуру и на приёмы синтеза этих искусств и архитектуры.
Итак, в истории Византии определились три этапа развития византийской империи и византийской культуры:
- ранневизантийский (V-VIII вв.)
- средневизантийский (VIII-XIII вв.)
- поздневизантийский (XIII-XV вв.)
Каждый из трех периодов обладал своими особенностями, развившимися из характерных черт предшествующего периода на основе нового этапа развития византийского общества и государства.
Таким образом, данная курсовая работа состоит из трех глав, каждая из которых посвящена развитию византийской архитектуры в различный период времени существования империи.
Проблема курсовой работы: влияние внешних факторов, в частности, религии на становление и развитие византийской архитектуры.
Цель курсовой работы: подробно рассмотреть особенности развития византийской архитектуры на протяжении всего существования империи.
Для достижения поставленной цели и раскрытия проблемы помогает литература по исследуемой теме. Например, такие книги как Гольдштейн А.Ф. «Зодчество» - о рождении, расцвете и смене архитектурных стилей, в ней отражены наиболее важные и интересные явления в истории архитектуры. Якобсон А.Л. «Закономерности развития средневековой архитектуры» - в данной книге прослеживаются закономерности развития зодчества, зависящие от изменения социальных условий, идеологии, экономической и политической обстановки. Станькова Я., Пехар И. «Тысячилетнее развитие архитектуры» - книга дает обзор развития архитектуры и градостроительства. «Искусство Византии» В.Д. Лихачевой, «Византийская культура» Удальцовой, Всемирная история архитектуры и многие другие книги дают информацию в полном объеме, которая систематизирована и понятно изложена. Подобранный материла помогает раскрыть тему и сделать работу интересной и хорошо воспринимаемой.