Атланты Нового Эрмитажа
В 1837 году было принято решение на угловом участке , ограниченном Миллионной улицей и Зимней канавкой, построить первое в России здание, предназначенное специально для хранения и экспонирования художественных коллекций – Нового Эрмитажа. Строительство , длившееся с 1839 по 1852 год осуществлялось под руководством мюнхенского архитектора Лео фон Кленце и при творческом участии петербургских архитекторов В. П. Стасова и Н. Е. Ефимова.
Чтобы главный фасад Нового Эрмитажа не уступал в объемах и декоре фасаду Зимнего дворца, насыщенному светотеневыми контрастами, было обращено особое внимание на его архитектурное и пластическое оформление, в котором главную роль играет скульптура. Центр здания оформлен портиком, украшенным десятью великолепными изваяниями атлантов , исполненными скульптором А. И. Тербеневым. Имеющиеся архивные документы позволяют проследить творческий процесс формирования скульптурного образа атлантов. На чертеже Кленце представлена композиция портика , в которой изваяния атлантов величественны и спокойны. Фигуры с запрокинутыми за головы руками плотно прислонены к пилонам и словно слились с ними в застывших позах.[1] В реальном портике Тербенев создал композицию не только пространственную, но и динамичную. Позы атлантов, обхвативших архитрав могучими руками, как бы представляют лишь один момент борьбы с тяжестью исполинского груза. Заменив предложенные Кленце длинные накидки изваяния шкур набедренными повязками, скульптор смог усилить художественную выразительность пластических образов путем более полной и последова- тельной проработки всех мышц и мускулов атлетических тел, напряженных борьбой с силой земного тяготения.
Красота и художественная выразительность этого архитектурно-декоративного шедевра неизменно привлекали внимание петербуржцев и всех последующих поколений. Атланты настолько гармонируют с эрмитажным комплексом, что стали своеобразным символом музея.[2]