Портрет Джеймса Стюарта
В живописи большое значение приобретают эмоциональное, ритмическое и колористическое единство целого, часто непринуждённая свобода мазка, в скульптуре - живописная текучесть формы, ощущение изменчивости становления образа, богатство аспектов и впечатлений.
В Италии - на родине барокко - отдельные его предпосылки и приёмы проявились в XVI в. в станковой и декоративной живописи Корреджо, творчестве Караваджо, постройках Дж. Виньолы (тип раннебарочной церкви), скульптуре Джамболоньи. Наиболее законченное и яркое воплощение стиль барокко нашёл в полных религиозной и чувственной аффектации произведениях архитектора и скульптора Бернини Л., архитектора Борромини Ф., живописца Пьетро да Кортоны. Позднее итальянское барокко эволюционировало к фантастичности построек Гварини Г., бравурности живописи Розы С. и Маньяско А., головокружительной лёгкости росписей Тьепопо Дж. Б. Во Фландрии мироощущение, рождённое Нидерландской буржуазной революцией 1566-1602, внесло в искусство барокко мощные жизнеутверждающие реалистические начала. В Испании в XVII в. некоторые черты барокко проступали в аскетичной архитектуре школы Эрреры X.Б.де, в реалистической живописи Риберы X.де и Сурбарана Ф., скульптуре Монтаньеса X. В XVII в. в постройках Чурригеры X Б.де формы барокко достигали необычайной сложности и декоративной изощрённости (ещё более гипертрофированной в "ультрабарокко" стран Латинской Америки). Стиль барокко получил своеобразное истолкование в Австрии, где он сочетался с тенденциями рококо (архитекторы Фишер фон Эрлах И.Б. и Хильдебрандт И.Л., живописец Маульберч Ф.А.), и абсолютистских государствах Германии (архитекторы и скульпторы Нейман Б., Шлютер А., Пеппепьман М.Д., братья Азам, семья архитектора Динценхофера, работавших также в Чехии). Во Франции, где ведущим стилем в XVII в. стал классицизм, барокко оставалось до с.XVII в. побочным течением, но с полным торжеством абсолютизма, оба направления слились в единый помпезный т.н. большой стиль (убранство залов Версаля, живопись Лебрена Ш.).
Понятие "барокко" иногда неправомерно распространяется на всю художественную культуру XVII в., в т.ч. на явления, далёкие от барокко по содержанию и стилю (напр., "нарышкинское барокко", или "московское барокко", в русском зодчестве к.XVII в.). Во многих странах Европы в XVII в. сложились и яркие национальные реалистические школы, опиравшиеся как на приёмы караваджизма, так и на местные художественные традиции реализма. Они наиболее ярко выразились в неповторимо своеобразном творчестве великих мастеров (Веласкеса Д. в Испании, Халса Ф., Вермера Я. Делфтского, Рембрандта в Голландии и др.), принципиально отличном, а порой и сознательно противопоставленном художественным концепциям барокко.
В России развитие искусства барокко, отразившего рост и укрепление дворянской абсолютной монархии, приходится на первую пол.XVIII в. Стиль барокко в России был свободен от экзальтации и мистицизма (характерных для искусства католических стран) и обладал рядом национальных особенностей. Довольно много памятников стиле барокко находятся в Царском Селе. Иногда в стиле барокко могли строится даже культовые здания. Так, Воскресенский Ново-Иерусалимский мужской монастырь, достаивался при Елизавете Петровне и получил обработку в стиле барокко. Русская архитектура барокко, достигшая величественного размаха в городских и усадебных ансамблях Петербурга, Петергофа (Петродворец), Царского Села (Пушкин) и др., отличается торжественной ясностью и цельностью композиции зданий и архитектурных комплексов (архитекторы Земцов М.Г., Растрелли В.В., Ухтомский Д.В.); изобразительные искусства обращались к светским, общественным темам, получил развитие портрет (скульптуры Растрелли Б. К. и др.) Эпоха барокко отмечена повсеместно подъёмом монументального искусства и декоративно-прикладного искусства, тесно взаимосвязанных с архитектурой. В первой полXVIII в. барокко эволюционирует к грациозной лёгкости стиля рококо, сосуществует и переплетается с ним, а с 1770-х гг. повсеместно вытесняется классицизмом.
Термины: Абсолютизм Автономия Академия Аристократия Архитектура Блага Буржуазия Быт Власть Воскресенский Ново-Иерусалимский мужской монастырь Государство Гуманизм Гуманность Дворцы Дворянство Демократия Закономерность Идеализм Иерусалим Интерес социальный Искусство Католицизм Классицизм Конфликт Крестьяне Культ личности Культура Личность Материализм Миф Монархия Монастырь Натурализм Национальное самосознание Нация Общество Памятник Рациональность Реализм Революция Россия Санкт-Петербург Свобода Собор Субъективизм Традиция Украина Усадьба Царское Село Церковь Человек Эволюция Эпоха Эстетическое