Эпоха строгого классицизма (1780 - 1800)
Архитектор Волков Ф.И. (1755-1803 гг.) к 1790 году разработал образцовые проекты казарменных зданий, подчинив их облик принципам классицизма. Самыми крупными произведениями являются здание Морского Кадетского корпуса (1796-1798 гг.) на набережной Невы. Ансамбль Главного Почтамта в Петербурге(1782-1789 гг.).
Архитектор Кваренги (Quarenghi) Джакомо (1744-1817 гг.). В творениях Кваренги ярко воплощены черты строгого классицизма. Некоторые из них: дача А.А.Безбородко (1783-1788 гг.), Здание Академии Наук (1783-1789 гг.), Эрмитажный театр (1783-1787 гг.), здание Ассигнационного банка (1783-1790 гг.), Александровский дворец (1792-1796 гг.) в Царском селе, Триумфальная арка в 1814 году – Нарвские ворота.
В Петербурге продолжались важные работы по благоустройству. Создавались гранитные набережные Невы, малых рек и протоков. Возводились замечательные архитектурные памятники, ставшие важными градоформирующими элементами. На берегу Невы перед незаконченным строительством Исаакиевского собора в 1782 году был открыт один из лучших конных элементов в Европе – памятник Петру I (скульпторы Э.М.Фальконе и М.А.Колло; змея выполнена скульптором Ф.Г.Гордеевым). Замечательная бронзовая пустотелая скульптурная композиция на естественной гранитной скале. Скала своими размерами (высотой 10.1 метра, длиной 14.5 метра, шириной 5.5 метров) соответствовала просторной прибрежной площади. Другой памятник Петру I был установлен в ансамбле Михайловского замка (1800 год). Была использована бронзовая конная статуя (скульптор К.Б.Расстрели – отец, архитектор Ф.И.Волков, барельефы – скульпторы В.И.Демунт-Малиновский, И.И.Теребинов, И.Моисеев под руководством М.И.Козловского). В 1799 году на Царицыном лугу (Марсово поле) установлен 14-и метровый обелиск «Румянцева» (архитектор В.Ф.Бренна) в 1818 году перенесен на Васильевский остров к Первому Кадетскому корпусу, где учился выдающийся военачальник П.А.Румянцев. В 1801 году на Царицыном лугу был открыт памятник великому русскому полководцу А.В.Суворову (скульптор М.И.Козловский, передвинутый ближе к берегу Невы). Наиболее важными прогрессивными традициями русского зодчества, имеющими огромное значение для практики поздней архитектуры, являются ансамблевость и градостроительное искусство. Если стремление к формированию архитектурных ансамблей первоначально носило интуитивный характер, то в дальнейшем времени оно стало осознанным.
Архитектура преобразовывалась во времени, но некоторые особенности русского зодчества существовали и развивались на протяжении столетий, сохраняя традиционную устойчивость вплоть до XX века.
|
Большой Кремлёвский дворец. Москва. Архитектор В.И. Баженов |
|
План реконструкции Московского кремля. Архитектор В.И. Баженов |
|
Царская резиденция в с. Царицино. Архитектор В.И. Баженов |
|
Дом Пашкова. Петербург. Архитектор В.И. Баженов |
|
Двор Михайловского замка.Петербург. Архитектор В.И. Баженов |
|
Петровский Дворец. Петербург. Архитектор М.Ф. Казаков |
|
Сенат в Московском Кремле Архитектор М.Ф. Казаков |
|
Таврический дворец.(1883-1789 гг.). Архитектор И.Е. Старов |
|
Троицкий собор (1778-1790 гг.) в Александро-Невской Лавре. Архитектор И.Е. Старов |
|
Здание Морского кадетского корпуса(1796-1798 гг.), Петербург. Архитектор Ф.И. Волков |
|
Дача А.А.Безбородко (1783-1788 гг.) Архитектор Джакомо Кваренги |
|
Александровский дворец (1792-1796 гг.) в Царском селе. Архитектор Джакомо Кваренги |
|