Университетская набережная, 17. Здание Академии художеств - одно изсамых выдающихся произведений русского зодчества XVIII века, глубокое позамыслу и по оригинальности планового решения. В архитектурном пейзажеУниверситетской набережной ему принадлежит очень важное место. Великолепныйвид на здание открывается с противоположного берега Невы - с набережнойКрасного Флота. Построенное в 1764-1788 годах, оно является одним из первыхв России сооружений, созданных в архитектурных формах раннего классицизма.В начале XVIII века участок на Васильевском острове между 3-й и 4-й линиямизанимали дома петровских вельмож - Г. И. Головкина, В. Л. Долгорукова и А.Г. Долгорукова. После основания Академии эти дома были переданы в еепользование, а затем снесены для постройки нового здания но проекту,разработанному архитекторами А. Ф. Кокориповым и Ж.-Б. Валлеп-Деламотом. Впервую очередь были возведены корпуса, обращенные в сад и на 3-ю и 4-юлинии, а также дворовые корпуса. В 1788 году здание было законченопостройкой, но фасады и некоторые внутренние помещения в большей своейчасти не были отделаны. Строительные работы закончились только в 1810 году.Плановое решение здания своеобразно: в основной прямоугольник вписаныпарадный круглый и четыре прямоугольных служебных двора. Расположениевнутренних помещений, разнообразных по размерам и конфигурации, тщательнопродумано. Парадные помещения - вестибюль нижнего этажа, парадная лестница,залы бельэтажа - отличаются богатством оформления п совершенствомкомпозиции. Из четырех фасадов здания наиболее торжественно решен главный.Его центр отмочен ризалитом и портиком из тосканских колонн, несущихтреугольный фронтон. Здесь нашли свое отражение мотивы, характерные дляархитектуры барокко. Криволинейным в плане выступам первого этажапротивопоставлены изогнутые, плавные линии боковых частей ризалита,венчающего карниза и аттика над ним. Круглый двор (диаметром около 40метров) вначале был связан с набережной сквозным проездом, превращенным в1817 году в вестибюль - единственное помещение, сохранившее до настоящеговремени свой первоначальный облик. Верхний парадный вестибюль частичноперестроен. В его композицию включена ионическая колоннада, поддерживающаяхоры. Рядом с вестибюлем расположена чугунная лестница, сооруженная в 1817-1820 годах по проекту А. А. Михайлова 2-го. Стены расписаны по эскизам А.Е. Егорова, А. И. Иванова, В. К. Шебуева и украшены барельефами работы В.И. Демут-Малиновского, И. П. Мартоса, С. С. Пименова и И. П. Прокофьева.Художественный интерес представляет анфилада залов второго этажа вдольглавного фасада, так называемые Рафаэлевские и Тициановские залы,отделанные в 1830-1834 годах по проекту К. А. Тона, центральный круглыйконференц-зал (переделанный А. И. Резановым в 1864 году, но сохранившийживописный плафон работы В. К. Шебуева), боковые восьмигранный и круглыйзалы. К. А. Тон является также автором проекта домовой церкви (ныне клуба),законченной в 1837 году. Оформление залов библиотеки было выполнено попроекту Д. И. Гримма (1860-е годы) и В. А. Щуко (1914 год).С Академией художеств связаны имена большинства выдающихся русскихархитекторов, скульпторов, живописцев, граверов. В стенах Академиихудожеств обучались зодчие В. И. Баженов, И. Е. Старое, А. Д. Захаров, А.Н. Воронихин, И. А. Фомин.