Стилистические метаморфозы в архитектуре города
В 1737 году после опустошительных пожаров 1736 года и лета 1737 быласоздана "Комиссия о Санкт-Петербургском строении", на которую быловозложено руководство всей застройкой города и его благоустройством. В неевошел крупнейший градостроитель и один из наиболее просвещенных людейсвоего времени П.М.Еропкин, разработавший в 1737-1740 годах вполнереальный, глубоко продуманный план перестройки и развития Петербурга, покоторому продолжалась застройка города в течение нескольких следующихдесятилетий. В основу его была положена трехлучевая планировочная системацентральной части города, намеченная еще зодчими петровского времени, всоответствии с которой в 1738 году была проложена между уже существовавшимипроспектами Невским (1711 г.) и Вознесенским Гороховая улица. Основныеэлементы планировки города, его улицы и площади, намеченные этим планом,были впоследствии осуществлены и в основном сохранились до нашего времени. Монументальные здания, сооруженные по проектам Растрелли и современныхему русских зодчих, отличаются пышностью, богатством декоративногоубранства, имеют ярко выраженный торжественный характер. Их самобытныйархитектурный стиль, является своеобразным сочетанием переработанныхклассических архитектурных форм и национального русского декоративногоискусства. Пришедший на смену барокко русский классицизм вполне отвечал новымзадачам и новым эстетическим вкусам передовых людей того времени. Всооружениях классицизма красота простых, строгих архитектурных формсочеталась с требованиями удобства планировки. Большой вклад в формированиеклассицизма в архитектуре России, в частности Петербурга, на первом этаперазвития этого стиля сделали его основоположники - великий русский зодчийВ.И.Баженов, по проекту которого архитектор В.Ф.Бренна построилМихайловский (Инженерный) замок (1797-1800), и И.Е.Старов, создательТаврического дворца (1783-1789) и Троицкого собора Александро-Невской лавры(1778-1790). В развитии классицизма в русской архитектуре большую рольсыграл в конце XVIII - начале XIX вв. Дж.Кваренги: им построены главноездание Академии наук (1783-1789), здание Ассигнационного банка на Садовойул. (1783-1790), Эрмитажный театр с аркой через Зимнюю канавку (1783-1787гг.), Смольный институт (1806-1809 гг.), Малый Гостиный двор (1790-е гг.) идругие сооружения. Е.Т.Соколов выстроил здание Публичной библиотеки на углуНевского проспекта и Садовой ул. (1796- 1801 гг.). Наивысшего расцветаградостроительство эпохи русского классицизма достигло в первой трети XIXв., когда в Петербурге был создан ряд выдающихся произведений русской имировой архитектуры - монументальных общественных зданий и дворцов, былизавершены главнейшие, начатые еще в XVIII в. ансамбли в центре города.