Архитектурные стили XVIII века
В ходе рассмотрения вопроса, обозначенного в заглавии работы,необходимо обозначить основные особенности архитектурных стилей, которыеиспользовались при застройке города. Сложившийся в русском искусстве первой половины XVIII века новый стильбарокко, тяготевший к созданию героизированных образов, к прославлениюмогущества Российской Империи, наиболее ярко проявился в середине XVIIIвека в архитектурных сооружениях одного из величайших зодчих –В.В.Растрелли. Его творческому гению принадлежат проекты величественныхдворцовых ансамблей в Петербурге (Зимний, 1754-1762; Строгановский дворец,1752-1754) и в Петергофе (1746-1775), в Царском Селе (Екатерининскийдворец, 1747-1757). Грандиозные масштабы зданий, необычайное богатство ипышность декоративного убранства, двух- и трехцветная раскраска фасадов сприменением золота – все это поражало воображение зрителей, вызывая ихискренне восхищение. Торжественный, праздничный характер архитектурыРастрелли наложил отпечаток на все искусство середины XVIII века. ВПетербурге и Москве в эти же годы трудилась плеяда замечательных русскихзодчих – крепостной архитектор Ф.С.Аргунов, С.И.Чеванский, А.В.Квасов и др. Во второй половине XVIII века в русском искусстве преобладающеезначение получил классицизм – стиль, который зародился в Европе еще вначале XVIII века. Призванный выразить высокие гражданские идеалы,отвечавший передовым устремлениям прогрессивной части русского общества,классицизм черпал свои сюжеты и художественные формы в искусстве ДревнейГреции и Рима. Памятники античности стали постоянными образцами дляизучения и в некотором смысле подражания. Влияние классицизма с его пафосомгражданственности было чрезвычайно плодотворным для развития архитектуры.Этот стиль наиболее ярко отразился в творчестве таких зодчих, какВ.М.Баженов, М.Ф.Казаков, В.Е.Старов, создавший такие крупнейшие постройки,как Таврический дворец в Петербурге (1783-1789), дворец в Пелле подПетербургом (1785-1789), архитертор Д.Кваренги, автор здания Академии наук,Ассигнационного банка в Петербурге и др. построек. Усилиями этих и других зодчих в XVIII веке многие русские города (нетолько Петербург) застроились гражданскими зданиями классическойархитектуры. Широкое творческое обращение к классическому архитектурномунаследию позволило русским мастерам разработать новые приемы внутреннего ивнешнего оформления зданий.