Архитектура строгого классицизма (1780-1800 гг.)
Последняя четверть восемнадцатого столетия ознаменовалась крупнымисоциально-историческими событиями (закреплены за Россией Крым и северноепобережье Черного моря). Быстро развивалась экономика государсва.Формировался всероссийский рынок, ярмарки и торговые центры. Значительноразвивалась металлургическая промышленность. Расширялась торговля сосредней Азией и Китаем. Активизация экономической жизни способствоваликоличественному и качественному росту городов и помещичьих усадьб. Все этиявления нашли заметное отражение в градостроительстве и архитектуре.Архитектура русской провинции характеризовалась двумя особенностями:большинство городов получило новые генеральные планы. Архитектура городов,особенно городских центров, формировалась на основе приемов строгогоклассицизма. Наряду с типами зданий, известными ранее, в городах сталистроить новые сооружения. В городах еще сохранивших следы оборонительныхсооружений, они в результате осуществления новых планов все большеисчезали, и эти города приобретали градостроительные черты, свойственныебольшинству русских городов. Расширилось усадебное строительство, особеннона юге России и в Поволжье. При этом вырабатывалась система размещенияразличных хозяйственных строений в зависимости от природных условий. Впровинциальных усадьбах знатных владельцев, господские дома представлялисобой каменные сооружения дворцового типа. Парадная архитектура классицизмас портиками стала олицетворением социального и экономического престижа. Врассматриваемый период выдающимися зодчими России были созданыархитектурные творения, являющиеся достоянием не только России, но и всегомира. Некоторые из них, а именно: Баженов Василий Иванович (1737-1799) –строительство Большого Кремлевского дворца и здания коллегий на территориимосковского Кремля. Несмотря на то, что выдающийся замысел осуществлен, небыл его значение для судьбы русской архитектуры было велико, прежде всего,для окончательного утверждения классицизма как основного стилистическогонаправления в развитии отечественного зодчества. Создание в подмосковномселе Царицыно загородной царской дворцово-парковой резиденции. Все строенияансамбля расположены на пересеченной местности, части которой соединеныдвумя фигурными мостами, благодаря чему сложилась единая, необыкновеннокрасивая панорама, не имеющая аналогов в истории архитектуры. Дом Пашкова(1784-1786 гг.), ныне старое здание Библиотеки В.И.Ленина. Состоящая изтрех различных частей, силуэтная композиция дома, венчающего озелененныйпригорок является и до сих пор одной самой совершенной работой всегорусского классицизма конца XVIII века. Завершением творчества Баженова былпроект Михайловского замка в Петербурге (1797-1800 гг.). Замок был выстроенбез участия зодчего управляющим строителем был В.Ф.Бренна который внессущественные изменения в трактовку главного фасада. Казаков М.Ф.:Петровский дворец – облику дворца он придал ярко выраженный национальныйхарактер, ансамбль Петровского дворца – выдающийся образец гармоническогоархитектурного синтеза классических принципов и русской национальнойживописи. Здание Сената в Московском Кремле – ротонда Сената признана вархитектуре русского классицизма лучшим парадным круглым залом и являетсяпервым в России примером композиции подобного типа. Этот зал – важное звенов развитии русского классицизма. Церковь Филиппа Митрополита (1777-1788гг.). Была использована классическая русская композиция применительно кправославному храму. Во второй половине 18 века ротонда стала воплощаться взодчестве русского классицизма при создании культовых зданий, она же былаиспользована при постройке мавзолея Барышникова под Смоленском (1784-1802гг.). Голицынская больница (ныне первая городская больница Пирогова).Здание Университета (1786-1793 гг.). Здание Университета пострадало в 1812году и было воссоздано с изменениями в 1817-1819 гг. Утверждение нового генерального плана Москвы в 1775 году стимулироваложилую частновладельческую застройку, широко развернувшуюся в 1780-1800 гг.К этому времени окончательно выработались два объемно-планировочных типагородских усадеб – первый основной жилой дом и флигели, расположенные покрасной линии улицы, образуя систему из трех частей, формирующую фронтзастройки; второй – жилая усадьба с открытым парадным двором, охваченнымкрыльями и флигелями. С 1770 годов в Петербургском строительстве отчетливопрослеживается развитие классицизма на основе античных римских принциповэпохи Возрождения. Некоторые из них, именно: архитектор Старов И.Е. (1745-1808 гг.) возводит Таврический дворец (1883-1789 гг.) пейзажным садом;Троицкий собор (1778-1790 гг.) в Александро-Невской Лавре. Постройка собораимела важное идейно-патриотическое значение, так как под сводами храманаходится гробница Александра Невского. Кроме названных выше величайшихстроений, Старов занимался проектированием для южных губерний, разработалпланы новых городов Николаева и Екатеринославля; в последней зодчийвыстроил дворец наместника края – Г.А.Потемкина. Архитектор Волков Ф.И. (1755-1803 гг.). К 1790 году разработалобразцовые проекты казарменных зданий, подчинив их облик принципамклассицизма. Самыми крупными произведениями являются здание МорскогоКадетского корпуса (1796-1798 гг.) на набережной Невы. Ансамбль ГлавногоПочтамта (1782-1789 гг.). Архитектор Кваренги и Джакомо (1744-1817 гг.). В творениях Кваренгиярко воплощены черты строгого классицизма. Некоторые из них: дачаА.А.Безбородко (1783-1788 гг.). Здание Академии Наук (1783-1789 гг.),Эрмитажный театр (1783-1787 гг.), здание Ассигнационного банка (1783-1790гг.), Александровский дворец (1792-1796 гг.) в Царском селе, Триумфальнаяарка в 1814 году – Нарвские ворота. В Петербурге продолжались важные работы по благоустройству.Создавались гранитные набережные Невы, малых рек и протоков. Возводилисьзамечательные архитектурные памятники, ставшие важными градоформирующимиэлементами. На берегу Невы перед незаконченным строительством Исаакиевскогособора в 1782 году был открыт один из лучших конных элементов в Европе –памятник Петру I (скульптор Э.М.Фальконе и М.А.Колло; змея выполненаскульптором Ф.Г.Гордеевым). Замечательная бронзовая пустотелая скульптурнаякомпозиция на естественной гранитной скале. Скала своими размерами (высотой10.1 метра, длиной 14.5 метра, шириной 5.5 метров) соответствовалапросторной прибрежной площади. Другой памятник Петру I был установлен вансамбле Михайловского замка (1800 год). Была использована бронзовая коннаястатуя (скульптор К.Б.Расстрели – отец, архитектор Ф.И.Волков, барельефы –скульпторы В.И.Демунт-Малиновский, И.И.Теребинов, И.Моисеев подруководством М.И.Козловского). В 1799 году на Царицыном лугу (Марсово поле)установлен 14-и метровый обелиск “Румянцева” (архитектор В.Ф.Бренна) в 1818году перенесен на Васильевский остров к Первому Кадетскому корпусу, гдеучился выдающийся военачальник П.А.Румянцев. В 1801 году на Царицыном лугубыл открыт памятник великому русскому полководцу А.В.Суворову (скульпторМ.И.Козловский, передвинутый ближе к берегу Невы.