Архитектура раннего классицизма (1760-1780 гг.)
Для руководства повсеместной градостроительной деятельностью в декабре1762 года было учреждена комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга иМосквы. Созданная для регулирования застройки обеих столиц, вскоре сталаруководить всем градостроительством в стане. Комиссия функционировала до1796 года. За этот период ею последовательно руководили видные архитекторы:А.В.Квасов (1763-1772 гг.); И.Е. Старов (1772-1774 гг.); И.Лем (1775-1796гг.). Помимо урегулирования планировки Петербурга и Москвы комиссия за 34года создала генеральные планы 24 городов (Архангельска, Астрахани, Твери,Нижнего Новгорода, Казани,Новгорода, Ярославля, Костромы, Томска, Пскова,Воронежа, Витебска и других). Главными градоформирующими факторамисчитались водные и сухопутные магистрали, сложившиеся административные иторговые площади, четкие границы городов. Упорядочение городской планировкина основе геометрически правильной прямоугольной системы. Застройка улиц иплощадей городов регламентировалась по высоте. Главные улицы и площадидолжны были застраиваться образцовыми домами, поставленные вплотную друг кдругу. Это способствовало единству организации улиц. Архитектурный обликдомов определялся несколькими утвержденными образцовыми проектами фасадов.Они отличались простотой архитектурных решений, их плоскости оживляли лишьфигурные повторяющиеся обрамления оконных проемов. В городах России жилая застройка имела обычно один-два этажа, лишь вПетербурге этажность поднималась до трех-четырех. В данный периодА.В.Квасовым разработан проект благоустройства набережной реки Фонтанки.Образование сквозных проездных набережных и предмостных площадей,превратили Фонтанку в важную дугообразующую магистраль. Для Москвы в 1775оду был составлен новый генеральный план, сохранявший радиально-кольцевуюструктуру и наметивший систему площадей полукольцом охвативших Кремль иКитай-город. Для рассмотрения и утверждения проектов частновладельческойзастройки в 1775-1778 гг. функционировал специальный Каменный приказ. В1760 годах в русской архитектуре все заметней стали проявляться чертыклассицизма. Самым ранним проявлением классицизма был проект“Увеселительного дома” в Ораниенбауме (ныне не существует). Составленныйархитектором А.Ф.Кокориным и так называемый Ботный дом А.Ф.Виста (1761-1762гг.) в Петропавловской крепости. В этот период в России работали известные архитекторы: Ю.М,Фельтен иК.М.Бланк, итальянец А.Ринальди, Француз Т.Б. Валлен-Деламонт. Рассматриваяданный период в хронологической последовательности возведения строенийследует отметить, что классические формы и ясные композиционные приемы всебольше вытесняли чрезмерную декоративность. Здесь необходимо рассмотретьосновные творения зодчих, сохранившиеся до наших дней. Антонио Ринальди(1710-1794 гг.) – Китайский дворец (1762-1768 гг.) в Ораниенбауме. Интерьердворца свидетельствует о высоком художественном мастерстве зодчего.Прихотливые очертания дворца гармонировали с окружающей парковойкомпозицией, с искусственным водоемом и красиво оформленнойрастительностью. Среда парадных помещений одноэтажного дворца особенновыделяются величавой красотой – Большой зал, Овальный зал, зал Муз.Китайский кабинет с элементами убранства, Стеклярусный кабинет. ПавильонКатальной горки (1762-1774 гг.) хорошо сохранившийся трехэтажный павильон сколоннадами обходных галерей на втором и третьем этаже. Павильон вЛомоносове единственное сохранившееся напоминание о народных развлечениях.Мраморный дворец (1768-1785 гг.) относится к уникальным явлениям Петербургаи России, благодаря многоцветной облицовке фасадов. Трехэтажное зданиерасположено на участке между Невой и Марсовом полем и имеет П-образнуюкомпозицию с крыльями, образующими довольно глубокий парадный двор. Дворецв Гатчине (1766-1781 гг.) составляет трехэтажный с проходной галерей, внизуосновной корпус дополненный пятигранными шести ярусными видовыми башнями идугообразные двухэтажные крылья, охватывающие парадный двор. После передачидворца царевичу Павлу (1783 г.) был перестроен внутри и дополнен замкнутымикаре по концам первоначальной композиции В.Ф.Бренна. Сдержанная пластика фасадов комплексируется благородством местногокамня – светло-серого пудостского известняка. Парадные интерьерырасположены на втором этаже, из них наиболее значительны Белый зал,Аванзал, мраморная столовая и другие. Дворец был разрушен в годы фашистскойоккупации. Ныне реставрирован. Кроме указанных выше А.Ринальди выстроилнесколько православных храмов, особенностью которых является сочетание водной композиции вновь утвердившегося еще в период барокко пятиглавия ивысокой многоярусной колокольни. Искусственное использование классическихордеров, по ярусное их расположение на колокольнях и деликатная планировкафасадов свидетельствует о стилистической действительности художественныхобразов, что соответствует раннему классицизму. Помимо монументальныхзданий А.Ринальди создал ряд мемориальных сооружений. К ним следуетотнести Орловские ворота (1777-1782 гг.); Чесменская колонна (171-1778 гг.)в Пушкине; Чесменский обелиск в Гатчине (1755-1778 гг.). УчреждениеАкадемии художеств в 1757 году обусловило новых архитекторов, как русских,так и иностранных. К ним относится приехавший из Москвы А.Ф.Кокоринов (1726-1772 гг.) и приглашенный из Франции И.И.Шуваловым Ж.Б.Валлен-Деламонт(1729-1800 гг.). К творениям указанных зодчих следует отнести дворецГ.А.Демидова. Особенность дворца Демидова – чугунная наружная терраса ичугунные лестницы с дугообразно расходящимися маршами, соединяющими дворецс садом. Здание Академии художеств (1764-1788 гг.) на Университетскойнабережной Васильевского острова. В зданиях прослеживается отчетливостьстиля раннего классицизма. Сюда следует отнести главный корпусПедагогического института Герцена. Северный фасад Малого Эрмитажа;Строительство большого Гостиного двора, возведенного на заложенных поконтуру целого квартала фундаментах. А.Ф. Кокоринов и Ж.Б.Валлен-Деламонтсоздавали в России дворцовые ансамбли, которые отражали архитектурупарижских особняков, отелей с замкнутым парадным двором. Примером этому могслужить не сохранившийся до наших дней дворец И.Г.Чернышева. В середине XIXвека на его месте у Синего моста был возведен архитекторомА.И.Штакеншнейдером Мариинский дворец. В этот же период развернул большуюстроительную деятельность архитектор Фельтон Ю.М. Его творчествоформировалось под влиянием Ф.Б.Растрелли, а затем он начал творить врамках раннего классицизма. Наиболее значительными творениями Фельтенаявляются: здание Большого Эрмитажа, Александровский институт, расположенныйрядом с ансамблем смольного монастыря. Здание института с тремя внутреннимидворами хорошо сохранила свой первоначальный вид, отвечающий раннемуклассицизму. Самое совершенное произведение Ю.М.Фельтена – это оградаЛетнего сада со стороны набережной Невы (1770-1784 гг.). Она создана притворческом участии П.Е.Егорова (1731-1789 гг.); железные звенья выковалитульские кузнецы, а гранитные столбы с фигурными вазами и гранитный цокольизготовили путиловские каменотесы. Ограду отличает простота, удивительнаяпропорциональность и гармония частей и целого. Поворот русской архитектурыв сторону классицизма в Москве ярче всего проявился в огромном ансамблеВоспитательного дома, воздвигнутом в (1764-1770 гг.), неподалеку от Кремляна берегу Москвы реки по замыслу архитектора К.И.Бланка (1728-1793 гг.). Вподмосковной усадьбе Кусково К.И.Бланк в 1860 году возвел импозантныйпавильон “Эрмитаж”. В соответствие с возникновением и развитием классицизмана смену регулярной французской системе садово-паркового искусстваприходит пейзажная (английская система), распространившаяся в ЗападнойЕвропе и прежде всего в Англии.