Предпосылки появления и развития классицизма
В 1760-х годах в России произошла смена архитектурно-художественногостиля. Декоративное барокко, достигшее своего апогея в творчествевеличайшего представителя этого направления – зодчего Ф.Б.Растрелли,уступило место классицизму, быстро утвердившемуся в Петербурге и Москве, азатем распространившемуся по всей стране. Классицизм (от лат.- образцовый)– художественный стиль, развивающийся путем творческого заимствования форм,композиций и образцов искусства античного мира и эпохи итальянскоговозрождения. Для архитектуры классицизма характерны геометрически правильные планы,логичность и уравновешенность симметричных композиций, строгая гармонияпропорций и широкое использование ордерной тектонической системы.Декоративный стиль барокко перестал соответствовать экономическимвозможностям круга заказчиков, все расширяющегося засчет мелкопоместныхдворян и купечества. Перестал он отвечать также изменившимся эстетическимвоззрениям. Развитие архитектуры обусловлено экономическими и социальнымифакторами. Экономика страны привела к образованию обширного внутреннегорынка и активизации внешней торговли, что способствовало продуктивностипомещичьих хозяйств, ремесленного и промышленного производства. Врезультате чего возникла необходимость возведения казенных ичастновладельческих сооружений, зачастую государственного значения. К нимотносились торговые постройки: гостиные дворы, рынки, ярмарочные комплексы,контрактовые дома, лавки, разнообразные складские сооружения. А такжеуникальные здания общественного характера – биржи и банки. В городах стали строить много казенных административных зданий:губернаторские дома, больницы, тюремные замки, казармы для военныхгарнизонов. Интенсивно развивались культура и просвещение, что вызвалонеобходимость в строительстве многих зданий, учебных заведений, различныхакадемий, институтов – пансионатов для дворянских и мещанских детей,театров и библиотек. Быстро росли города, прежде всего засчет жилойзастройки усадебного типа. В условиях огромного строительства,разворачивавшегося в городах и помещичьих усадьбах, возросших строительныхнужд, архитектурные приемы и многодельные формы барокко, изысканно-сложныеи пышные, оказались неприемлемыми, так как декоративность этого стилятребовала значительных материальных затрат и большого количестваквалифицированных мастеров различных специальностей. Исходя из сказанного,возникла настоятельная необходимость в пересмотре основ зодчества. Такимобразом, глубокие внутригосударственные предпосылки материального иидеологического характера обусловили кризис стиля барокко, его отмирание ипривели в России к поискам экономической и реалистичной архитектуре.Поэтому именно классическая архитектура античности, целесообразная, простаяи ясная и вместе с тем выразительная, послужила эталоном красоты, сталасвоего рода идеалом, основой формирующегося в России классицизма.