Архитектура барокко середины XVIII века.
В описываемый период В.Н.Татищев и М.B.Ломоносов закладывали основыотечественной исторической науки. Русская наука и культура высокого, неуступающего европейскому, уровня. Благодаря этому в 1755 году в Россииоткрылся первый университет, а в Петербурге Академия Художеств, сыгравшаябольшую роль в развитии искусства и архитектуры классицизма. Россия в середине XVIII века стала одной из самых развитыхевропейских стран. Все это обуславливало торжественно-декоративный обликдворцов и храмов- основных типов монументальных зданий в России в этотпериод. К самым выдающимся архитекторам того времени относятся воспитанникиИ.K.Kоробова-С.И.Чевакинский и Д.В.Ухтомский. Крупнейшим архитекторомсередины XVIII ввека является Ф.Б.Pасстрелли. Одновременно с ним творилимногие безвестные крепостные архитекторы, живописцы, лепщики, резчики ипрочие мастера прикладного искусства. В середине XVIII века стиль барокко в России имел ярко выраженныесамобытные особенности благодаря преемственности декоративныхкомпозиционных приемов русского зодчества начала XVIII века. Нельзя неподчеркнуть специфическую национальную особенность архитектуры барокко всередине XVIII века – полихромия фасадов, стены которых окрашены в синие,красные, желтые и зеленые цвета. Дополнением к этому служат пучки колонны,пилястры, обрамленные окна. Характерной чертой архитектурных произведенийявляется то, что группы зданий или корпусов зачастую формируют замкнутыйархитектурный ансамбль, раскрывающийся лишь при проникновении внутрь его. Вдворцовых и церковных помещениях наряду с лепным живописным убранствомстен и потолков выполнялись многоцветные узорчатые полы из разных породдерева. Плафонная живопись создает иллюзию бесконечности поднимающегосявверх зала, что подчеркивается парящими в небе фигурами разнойсоразмерности, четко отделяющими и разную отдаленность их от зрителя. Стеныпарадных помещений обрамлялись сложными профилированными позолоченнымитягами. Интересны приемы планировки залов. Во дворцах они расположены попринципу, согласно которому двери проходных залов на общей оси, причем ихширина иллюзорно увеличивается. Императорские и усадебные дворцы создавались в единстве с садами ипарками, которым присуще регулярная планировочная система с прямолинейнымиаллеями, подстриженной древесной растительностью и орнаментными цветниками.В данном разделе особо следует отметить о творениях обер архитектораРастрелли Франческо Бартоломео (1700-1771 гг.), творчество которогодостигло апогея в 1740-1750 гг. К основным произведениям относятся:ансамбль Смольного монастыря в Петербурге; дворцы в Курляндии (Латвия), вРундаве и Митаве (Елгава); дворцы елизаветинских вельмож М.И.Воронцова иС.Г.Строганова в Петербурге; императорские дворцы – Зимний в столице,Большой (Екатерининский) в Царском Селе (Пушкине), Большой дворец вПетергофе, Адреевская церковь и Мариинский дворец в Киеве. Все онихарактеризуют стиль барокко середине XVIII века в России. Одновременно сФ.Б.Растрелли работал архитектор Чевакинский С.И. (1713-1770 гг.). Наиболеезамечательным творением Чевакинского С.И. сохранившимся до наших дней, былопроектирование и постройка громадного двухэтажного Никольского военно-морского собора (1753-1762 гг.) в Петербурге. Учеником Чевакинского являлсябудущий архитектор В.И.Баженов. Крупнейшим представителем Московского барокко середины XVIII века былархитектор Ухтомский Д.В. (1719-1774 гг.). Его творчество развертывалосьпод влиянием художественных воззрений и произведений Ф.Б.Растрелли, вчастности в Москве и Подмосковье: дворцов в кремле, Аннегофе и Перове. Донаших дней дошло лишь одно произведение Ухтомского – пятиярусная колокольняв Троицко-Сергиевской лавре в Загорске.