Архитектура первой половины XVIII века: барокко
Семнадцатым веком завершается 700-летний период каменногодревнерусского строительства, вписавшего не одну замечательную страницу влетопись мировой архитектуры. Ростки новых денежно-торговых отношений ирационального мировоззрения пробиваются сквозь закостенелые формыдомостроевского быта и схоластические* догмы богословия. Здравые взглядыслужилого дворянства и экономически преуспевающее купечество сказываются намногих сторонах общественной жизни и ее материальной оболочке –архитектуре. Ширится торговля, особенно в конце XVII в., с Германией,Фландрией, Англией. Становятся более тесными культурные связи с Польшей иГолландией. Расширению кругозора и проникновению в искусство и зодчествоэлементов западноевропейской художественной культуры способствоваласовместная творческая работа русских, украинских и белорусских умельцев.Историческое единение трех братских народов, во многом исходящих из общихархитектурных тенденций, взаимно обогащало их мастерство. Жизньнастоятельно требовала строительства гостинных дворов, административныхзданий, промышленных предприятий, ставила все новые практические задачи,обязывала зодчих искать технические и художественные решения. Централизациягосударственной власти сопровождалась регламентацией в областистроительства. Нормализуется архитектурно-техническая документация.Совершенствуются проектные и отчетные материалы и осваиваются масштабныечертежи, унифицируются архитектурно-строительные детали. Конец XVII века – это связующее звено между древнерусским зодчеством иархитектурой XVII века, время, подготовившее почву для новогохудожественного мировоззрения, способствующего творческому восприятиюордерной тектонической системы и формированию мастеров архитектуры дляперехода к регулярному гражданскому строительству. В начале XVII века основным строительным центром становится Петербург.В 1700 году Россия начала Северную войну против Швеции, чтобы освободитьрусские земли и возвратить Невские берега России. 1 мая 1703 года русскиевойска вошли в крепость Ниеншанц ( у слияния рек Охта и Нева ). Главнаязадача северной войны была решена взятием крепости. Выход в Балтийское моредля России был открыт. Необходимо было только его обезопасить и закрепить.У разветвления Невы на три рукава, на небольшом Заячьем острове длиной ишириной примерно 750 на 350 метров, 27 мая 1703 года, по чертежу Петра I и военных инженеровзаложили крепость нового бастионного типа –Петропавловскую крепость. Дляприкрытия устья Невы с моря в 1703 году на острове Котлин было начатостроительство военно-морской базы Кроншлот ( Кронштадт ). На южном берегуНевы, почти напротив Петропавловской крепости, в 1704 году по чертежу ПетраI заложили судостроительную верфь-крепость – Адмиралтейство. Под защитойтрех взаимодействующих крепостей началось возведение Петербурга, ставшего с1712 года новой столицей России, провозглашенной в 1721 году империей.Государственные и культурно-бытовые преобразования в Петровский периодвызвали к жизни промышленных и общественных зданий и сооружений –фортификаций, верфей, заводов, производственных и гостинных дворов,коллегий, госпиталей, учебных и музейных помещений, театров и жилых зданий.Застройка Петербурга осуществлялась преимущественно по берегам Невы, еерукавов и протоков, в силу сильной заболоченности почв и выхода к воднымпутям. Размещение градоформирующих сооружений велось по указаниям самогоПетра I. Первоначально поселения группировались по традиции слободами.Строились в виде крестьянских изб или городских хором с фасадами, иногдарасписанными под кирпичную кладку. Единственным примером раннего периодаявляется воссозданный позднее рубленый домик Петра I на берегу Невы наПетроградской стороне, снаружи расписанный “ под кирпич “. С 1710 года стали строить только кирпичные дома. Несмотря напринудительные меры переселения в Петербург, строительство велось медленно.Идейно-политическая важность быстрого возведения столицы, выдвинула передархитектурой ответственные задачи. Город надо было создать исходя изпередовых градостроительных принципов, обеспечивающих его престижно-представительный характер не только во внешнем архитектурно-художественномоблике, но и по планировочной структуре. Не хватало квалифицированныхархитекторов. И в 1709 году учреждается Канцелярия, ведавшая всемистроительными делами. При ней создается школа для начального изучениязодчества. Рассчитывалось, что более глубокие познания ученики этой школыдолжны были получить в архитектурных командах в процессе практическогосотрудничества опытных архитекторов. Однако школа и команды не моглиобеспечить расширяющееся столичное строительство. Петр I приглашает опытныхархитекторов из западных стран, что позволило почти сразу же вовлекать их встроительство города. А также отбирают талантливых молодых людей икомандируют их для обучения в западноевропейские страны инженерным иархитектурным искусствам. В новую столицу в 1710 году были приглашены: итальянцы Н.Микетти,Г.Киавери, К.Б.Растрелли, француз Ж.Б.Леблон, немцы Г.Маторнови, И.Шендель,А.Шлютер, голландец Г.Ван Болес. Они должны были не только строить, но иподготавливать русских архитекторов из учеников, работавших с ними. ИзМосквы приехали итальянцы – М.Фонтана и инженер-фортификатор и архитекторДоменико Трезини. В Москве успешно работали одаренные русские архитекторыИ.П.Зарудный, Д.В.Аксамитов, П.Потапов, М.И.Чочлаков, Я.Г.Бухвостов,Г.Устинов и другие. В то же время искусство архитектуры постигалипосланные за границу, впоследствии ставшие крупными зодчими: Иван Коробов,Мордвинов и Иван Мичурин, Петр Еропкин, Тимофей Усов и другие. Такимобразом, в новой столице работали зодчие разных национальных школ, нотворили они иначе, чем у себя на родине, подчиняясь вкусам и требованиямзаказчиков, а так же приспосабливаясь к специфическим условиям строящегосягорода. В результате их деятельности архитектура Петербурга той поры сталасвоеобразным сплавом исконно русских художественных традиций и формальныхэлементов, привнесенных из западноевропейских стран. Русские, итальянские,голландские, немецкие и французские архитекторы возводили в русской столицехоромы, дворцы, храмы и государственные здания, архитектура которых имелаобщие художественные черты, определяющие архитектурный стиль, обычноназываемый русским барокко XVIII века или Петровским барокко. Все многообразие индивидуальных творческих взглядов различныхархитекторов на практике смягчалось под влиянием двух основных факторов: во-первых, воздействием русских многовековых традиций, носителями ипроводниками которых были исполнители архитектурных замыслов –многочисленные плотники, каменщики, штукатуры, лепщики и прочиестроительные мастера. Во-вторых ролью заказчиков, и прежде всего самогоПетра I, который чрезвычайно внимательно и требовательно рассматривал всепроектные предложения архитекторов, отвергая те, которые не соответствовалис его точки зрения, облику столицы, или внося существенные а иногда ирешающие изменения. Зачастую он сам указывал где,что и как строить, делаясьзодчим. По его инициативе разрабатывались генеральные планы Петербурга.Художественная общность петербургских строений петровского времениобъясняется также особенностями строительных материалов. Дома в столицестроили мазанкового типа и кирпичные, оштукатуреваемые в два цвета ( стены–красные, светло-коричневые или зеленые, а лопатки, пилястры, наличники,русты на углах – белые ). Для привлечения в Петербург каменщиков Петр I в1714 году издал указ, запрещающий по всей России, кроме столицы,строительство из камня и кирпича. Особенности архитектурного стиля можночетко проследить при рассмотрении сохранившихся архитектурных произведенийтого времени, таких как “Монплезир” и “Эрмитаж” в Петегофе, зданияКунсткамеры и Двенадцати коллегий в Петербурге и.т.п.По указанию Петра I Доменико Трезини ( 1670-1734 ) впервые в русскойархитектуре разработал в 1714 году образцовые проекты жилых домов,предназначенных для застройщиков разного достатка: одноэтажные небольшиедля беднейшего населения, побольше для знатных. Французский архитекторЖ.Б.Леблон ( 1679-1719 ) разрабатывал проект двухэтажного дома “ дляименитых “.” Образцовый проект “ напоминает хорошо сохранившийся летнийдворец Петра I, который был построен Д.Трезини в 1710-1714 годах в летнемсаду. При всей простоте “ образцовых “ проектов жилых домов все ониотличаются характером фасадов с ритмично размещенными проемами,обрамленными наличниками сдержанных очертаний и фигурными воротами сбоку. Вотличие от средневековой застройки русских городов, где жилые строениястояли за заборами в глубине участков, все дома в столице должны быливыходить фасадами на красные линии* улиц и набережных, формируя фронт ихзастройки и тем самым придавая городу организованный вид. Этоградостроительное новшество нашло отражение и в застройке Москвы. Наряду сжилыми домами в Петербурге и его пригородах строились дворцы спредставительными фасадами и обширными, богато украшенными параднымипомещениями.В сочетание с архитектурой начинает применяться декоративная скульптура, ав интерьерах – живописное убранство. Создаются загородные и пригородныерезиденции с садами. Крупнейшими сохранившимися до наших дней общественнымизданиями, созданными Д.Трезини, является Петропавловский собор и зданиеДвенадцати коллегий. Из-под свода Петровских ворот четко вырисовываетсяПетропавловский собор (1712-1733). Динамичный силуэт колокольни собора,увенчанный высоким золоченым шпилем и флюгером в виде ангела, поднимаетсяиз-за стен крепости на 122 метра, став одной из наиболее выразительныхдоминант в панораме города на Неве. Собор ознаменовал полное отступление откомпозиционной традиционности русского храмостроения. Собор для России былявлением новаторским. По своему плану и виду он не похож на православные,крестово-купольные пятиглавые или шатровые церкви. Собор представляетпрямоугольное, удлиненное с запада на восток здание. Внутреннеепространство собора расчленяют мощные пилоны** на три почти равных иодинаковых по высоте (16 метров) пролета. Такой тип называется зальным, вотличие от храмов, у которых при том же плане средний пролет выше и частошире боковых. Плановая и силуэтная композиция собора исходили из структурыприбалтийских лютеранских храмов зального типа с башней-колокольней,завершенной шпилем. Именно он должен был стать символом утверждения Россиив устье Невы и символом созидательной силы русского народа. Шпиле видноезавершение церковных колоколен для петровского Петербурга было типичнымявлением, определяющим силуэтный характер застройки города в первой третиXVIII века. Следует отметить и внутреннее убранство – деревянный резнойпозолоченный иконостас в стиле барокко. Иконостас выполнен под руководствомзодчего и художника И.П.Зарудного (1722-1727 гг.) артелью московскихмастеров. _* Условная граница в градостроительстве, отделяющая проезжую часть улицы оттерритории застройки.**Пилон (от греч. pylon,букв.-ворота, вход),массивные столбы, служащиеопорой перекрытий либо стоящие по сторонам входов или въездов. На Васильевском острове формировался политический центр столицы и попроекту Д.Трезини возводится здание двенадцати коллегий (10коллегий – органы государственного управления; сената и синода).Трехэтажное здание протяженностью 400 метров, состоит из двенадцатиодинаковых корпусов с раздельными крышами и портиками, соединенные торцами.Все корпуса объединяет открытая аркада* с длинным коридором на второмэтаже. По традиции петровского времени здание было окрашено в два цвета:кирпично-красный и белый. Первоначальная отделка интерьеров в виде лепногоубранства сохранилось только в Петровском зале. Архитектурной ценностьютого времени следует отметить дворец А.Д.Меньшикова (1710-1720 гг.).Трехъярусная ордерная система фасада с поярусными ритмичными рядамипилястр исходила из художественных принципов архитектуры итальянскогоВозрождения. Самым замечательным архитектурным наследием являются парадныекомнаты, облицованные голландскими изразцами и парадная лестница сколоннами и пилястрами барочного ордера. Применение ордеров в архитектуреПетербурга было продолжением традиций, воплощенных во многих сооруженияхМосквы более раннего времени. Особенное место в панораме берегов Невызанимает оригинальный силуэт здания Кунсткамеры. Два крыла трехэтажногоздания на цокольном этаже объединяет четырехъярусная башня. Углы ризалитов*и переломов стен башни в сочетании с двуцветной окраской фасада придаютзданию нарядный вид. В силуэте башни отчетливо проявляется преемственностьтрадиционных ступенчатых многоярусных строений Москвы начала XVIII века.После пожара при восстановлении фасад был упрощен. В 1710 году Петр I издал указ, обязывающий вести застройку южногоберега Финского залива. Возводятся дворцово-парковые ансамбли в Петергофе.К 1725 году возвели двухэтажный Нагорный дворец. В дальнейшем дворецподвергся перестройке и был расширен в середине XVIII века архитекторомРастрелли. В этот же период у самого залива был выстроен небольшой дворец,состоящий из нескольких помещений для Петра I и парадного зала – дворецМонплезир. Были построены павильон для уединения “Эрмитаж” и небольшойдвухэтажный дворец “Марли”.Помимо Петербурга велось строительство в Москве и других городах Российскойимперии. Вследствии пожара в Москве в 1699 году было запрещено возводитьдеревянные постройки на пожарищах. Вместе с тем формальное художественное сближение архитектуры каменныхзданий Москвы с западноевропейским зодчеством, начавшееся в конце XVII векастало еще более заметным в начале XVIII века. Примером этому могут служить:дворец Ф.Я.Лефорта на Яузе (1697-1699 гг.); Старый Монетный Двор (1697 г.);церковь Успения на Покровке (1695-1699 гг.); церковь Знамения в Дубровицах(1690-1704 гг.). Это свидетельствует о том, что отечественные зодчие зналиордерную тектоническую систему и могли искусно сочетать ордерные и иныеэлементы с русскими *Аркада (франц. arcade), ряд одинаковых арок, опирающихся на колонны илистолбы .традиционными приемами. Примером такого сочетания может служитьЛефортовский дворец в Немецкой слободе, выстроенный одним из московскихархитекторов. Фасады дворцы разделены мерным ритмом пилястр большогокоринфского ордена. По сторонам въездной арки их ритм меняется, и ониформируют пилястровый портик с фронтоном. Плановая система в тоже времяпредставляет собой композицию замкнутого каре, принятую на Руси дляторговых и иных дворов. В XVIII веке ордерная система стала обычным декоративным приемом для придания разнообразным сооружениям нарядного облика. Об этом свидетельствует художественное решение главного въезда во дворАрсенала (1702-1736 гг.) в Кремле, которое представляет собой искуснуютрансформацию ордеров в сочетании с обилием декоративных рельефных деталей.Замечательным по архитектуре и художественному значению в московскомзодчестве является церковь Архангела Гавриила (1701- 1707 гг.), созданнаяархитектором И.П.Зарудным (1670-1727 гг.). Архитектор проявил великолепноемастерство в использовании систем ордеров. Несущая часть объемов церквиразработана с применением большого ордера, с которым сочетаются элегантныекомпозиции портиков у входа из двух легких колонн коринфоргского ордераподдерживающих декоративно разработанный антаблемент с балюстрадой. Ордер вздании выражает тектонику экспозиции.Новое направление в церковном зодчестве Москвы, ярко выраженное вархитектуре церкви Архангела Гавриила (Меньшикова башня), заключающееся вгармоничном сочетании традиционной русской объемно–пространственнойкомпозиции с формальными элементами нового стиля, оставило в Москвеинтересный образец - церковь Иоанна Воина (1709-1713) на Якиманке. Из Петербурга в Москву были направлены архитекторы И.A.Mордвинов иИ.Ф.Мичурин (1700-1763).Они занимались составлением планов Кремля, Китай-города и частично Белого города в связи с переездом царского двора в Москвуи строительством по берегам Яузы дворцов придворной знати. Мичуриным в 1734-1739 был составлен план Москвы, представляющий значительныйградостроительный документ Москвы XVIII века. В нем была запечатленазастройка города того времени. Продолжали развиваться другие города России.Интересным примером долговечности национальных архитектурных традиций впровинции является Петропавловский собор в Казани (1726 г). _ *Ризалит (от итал. risalita – выступ), часть здания, выступающая за осн.линию фасада; обычно расположены симметрично по отн. к центральной осифасада.